BP не потонула

Авария на глубоководной платформе в Мексиканском заливе не стала фатальной для BP. Компания постепенно оправляется от кризиса, США реформируют отрасль, остальные страны выжидают

Извлечь уроки

«Мне уже неоднократно приходилось говорить, что все мы, а не только американцы должны извлечь уроки из аварии в Мексиканском заливе», – заявил на днях президент России Дмитрий Медведев. Но доктрину энергобезопасности России (где будет часть по шельфу) правительство разработает лишь в 2011 г. Работы на российском шельфе, естественно, не остановятся, а BP, по словам вице-премьера Игоря Сечина, – один из потенциальных партнеров. У правительств других стран, похоже, «достаточно уверенности в собственных системах и они не замедляют темпы развития [шельфа]», отмечает президент Energy Policy Research Foundation Лукиан Пуглиареси. И даже США не могут игнорировать вопросы пополнения бюджета и занятости населения.

Платформа Deepwater Horizon прожила яркую, но недолгую жизнь – девять лет и 16 дней. 6 апреля 2001 г. ее торжественно спустила на воду южнокорейская верфь. В июле она была доставлена в Мексиканский залив американской Transocean, которая сдала платформу в аренду BP. В 2009 г. Deepwater Horizon помогла BP поставить мировой рекорд в глубоководном бурении – 10 685 м на месторождении Tiber в Мексиканском заливе. BP заявила об открытии новых гигантских запасов, американская пресса – о возрождении «мертвой зоны» (как ее окрестили нефтяники после серии сухих скважин в начале 1990-х). А платформу перекинули на новый участок – MC252 – неподалеку от побережья Луизианы, где и произошла трагедия. Сначала все шло относительно хорошо: буровики снова отчитались о продуктивной скважине и начали укреплять ее сталью и цементом перед уходом на другой объект. Утром 20 апреля Deepwater Horizon готовилась к главному тесту по безопасности, а к вечеру началась утечка газа, платформу потрясло два мощных взрыва, потом охватил пожар, который тушили 36 часов, погибло 11 человек, 17 было ранено. 22 апреля 2010 г. платформа затонула.

Авария привела к крупнейшему разливу нефти за последние 20 лет. Сырьем оказались загрязнены километры побережья от Техаса до Флориды, заглушить скважину удалось лишь в августе. Оценки ущерба BP росли в геометрической прогрессии. В конце апреля Тони Хейворд, тогда еще гендиректор компании, заявил, что на ликвидацию последствий аварии нужно «порядка трех месяцев и $100 млн». К началу ноября объем выплат и зарезервированных средств в связи с аварией достиг $39,9 млрд. «Мы заставим BP заплатить», – пригрозил президент США Барак Обама, сравнив катастрофу в заливе с событиями 11 сентября 2001 г.

«Серьезный прогресс»

Почти сразу после аварии Вашингтон ввел полугодовой мораторий на шельфовые работы глубже 152 м. Добыча на шельфе США (а это около 2,5% производства страны) рухнула в июне на 16,5% (правда, общая добыча Штатов не падала). О таком же моратории заговорили евродепутаты (хотя так и не ввели), российские чиновники тоже пообещали отреагировать. BP, стоившая накануне аварии $188 млрд, в июне подешевела до $84 млрд, появились слухи о ее возможном поглощении.

Компания запустила план по продаже активов, заявив, что сократит капзатраты и отменит дивиденды, чтобы собрать $10 млрд для покрытия расходов (потом план по продаже активов вырос до $30 млрд). Британец Хейворд подал в отставку, 1 июля его сменил американец Роберт Дадли, сразу заявив, что теперь BP «станет меньше, но умнее».

Впрочем, сейчас «мы видим не катастрофу года, а проблеск надежды для BP» – если, конечно, компания не будет признана виновной в преступной халатности, отмечает аналитик ING Джейсон Кинни. В октябре США изменили стандарты работ на шельфе, заодно досрочно сняв мораторий на добычу. В ноябре появились предварительные итоги расследования обстоятельств аварии (от специальной межведомственной комиссии, созданной по распоряжению Обамы). Не было найдено «ни одного примера, когда, принимая решение, люди сознательно отдавали приоритет долларам в ущерб безопасности», заявил юридический советник комиссии Фред Бартлит. Ответственность комиссия возложила не только на BP, но и на партнеров – Transocean и Halliburton, которая проводила бетонирование аварийной скважины.

BP в III квартале вернулась к прибыли ($1,8 млрд против $17 млрд убытка во втором) и наполовину отыграла падение котировок: 28 декабря компания стоила $137,5 млрд. В 2011 г. могут быть и дивиденды, пообещал Дадли. К середине декабря BP заключила сделки более чем на $20 млрд, продав проекты в Алжире, Аргентине, Венесуэле, Вьетнаме, Колумбии, Швеции, Финляндии. Но все они не являются ключевыми, отмечает Кинни: хотя добыча BP и может снизиться на 7–8%, качество оставшихся активов повысится. От работы в Мексиканском заливе BP также не отказалась.

Но история не закрыта. К BP подано около 300 исков, сами США подали в суд на BP, Transocean и еще несколько компаний, требуя признать «неограниченную» финансовую ответственность за нанесенный ущерб и стоимость работ по ликвидации последствий аварии. 1 декабря МВД страны опубликовало новый план развития шельфовой добычи (на 2012–2017 гг.), исключив продажу участков рядом с восточными и юго-восточными штатами. Вопрос по шельфу Аляски еще решается. А сенат США работает над законом, который может снять ограничения на размер ответственности за ущерб от разливов нефти.