Скитания мегарегулятора

Через 10 лет то обостряющихся, то затухающих дискуссий о мегарегуляторе на финансовом рынке власти придумали, с чего начать: на повестке объединение Федеральной службы по финансовым рынкам и страхнадзора

Одним из первых идею создания мегарегулятора высказал в начале 2000-х депутат Госдумы Виктор Плескачевский. Он предлагал постепенно объединить всех финансовых регуляторов, в том числе и ЦБ. В конце ноября этого года министр финансов Алексей Кудрин заявил, что идея объединить Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и страхнадзор остается на повестке дня. «Я думаю, что перспектива объединения как минимум двух структур для того, чтобы унифицировать инструмент регулирования, у нас есть», – говорил он. Добавив, что процесс может быть запущен через год или два. Руководитель ФСФР Владимир Миловидов идею создания мегарегулятора давно и последовательно поддерживает. В ее пользу высказывался и руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль: в объединении ФСФР с Росстрахнадзором есть очевидные плюсы, в том числе разрешение давней проблемы с получением данных об эмитентах и общая унификация регулирования в России. По мнению Коваля, это отвечает и общеевропейской тенденции.

Однако в середине декабря Минфин преподнес сюрприз. Вместо объединения министерство предложило заменить службы по финансовым рынкам и страховому надзору одной Федеральной финансовой службой (ФФС), которая следила бы за соблюдением игроками правил, установленных самим Минфином. ФСФР предлагается упразднить, ее надзорные функции передать Росстрахнадзору, который будет преобразован в ФФС, а принятие нормативных актов в сфере финансовых рынков отдать Министерству финансов. Причем проект не предполагает передачу ФФС банковского надзора. Такая неожиданная трансформация идеи мегарегулятора фактически в передел зон компетенции была воспринята без восторга. «Идею создания мегарегулятора полностью поддерживаю, но он должен быть независимой от Минфина структурой», – сразу заявил помощник президента Аркадий Дворкович. «Я чиновник – куда направят, там и будем работать», – сухо прокомментировал инициативу Минфина Владимир Миловидов, пообещав, что ФСФР рассмотрит документ и выскажет свое мнение. Впрочем, источник в правительстве говорил «Ведомостям», что предложение ФСФР сведется к тому, чтобы провести объединение двух служб с последующим сохранением у новой службы регулирующих и надзорных функций и с подчинением этой новой службы правительству. Миловидов это не комментировал.

Возможно, именно холодное отношение к планам Минфина привело к тому, что вопрос о создании мегарегулятора был снят с повестки дня совета по финансовым рынкам при президенте, который должен был пройти 21 декабря. Видимо, он будет обсуждаться в следующем году. А значит, хождение мегарегулятора по мукам согласований продолжается.