Укрупнение операторов

Сотовые операторы стремятся лидировать на рынке фиксированной связи. Самый быстрый способ – покупка средних компаний

Приобретения этого года (см. таблицу) меняют расстановку сил на корпоративном рынке. На базе «Петерстара» и «Метрокома» «Мегафон» создает первого по величине в Петербурге оператора в сегменте b2b, говорит коммерческий директор Северо-Западного филиала «Мегафона» Александра Макарова. У «Петерстара» более 20 000 корпоративных клиентов, у «Метрокома» – более 2000 и своя сеть в метро. По словам Макаровой, объединенные активы помогут «Мегафону» занять до 39% этого рынка по выручке. «Комстар» изначально строил сеть с расчетом на приобретения, говорит директор Северо-Западного филиала «Комстара» Виктор Шмытинский. Без приобретений даже крупному федеральному оператору уже трудно выйти на рынок, согласен гендиректор «Смарт телекома» Андрей Суходольский. У филиала «Комстара» было немного абонентов и выручка 8–10 млн руб. в месяц, а с покупкой «Ланк телекома» он вырвался в первую десятку, говорит он.

В корпоративном сегменте заметны около 30 компаний, но 85% рынка занимает первая семерка. Небольшие операторы будут либо продаваться более крупным, либо объединяться, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «Комстар», «Мультирегион» и «Вымпелком» подали в ФАС ходатайство о приобретении ЗАО «Элтел», говорит представитель ФАС. Тенденция к укрупнению активов во всех направлениях бизнеса связана со стремлением операторов предоставлять все услуги связи «из одного окна», стремление к универсальности продолжится, считает директор петербургского филиала «Вестколла» Виктория Тихонова.

После приобретений компании занимаются интеграцией, ребрендингом и массовым маркетингом, а для корпоративного клиента важен сервис и индивидуальный подход, уверен гендиректор «Комлинк телекома» Денис Крамаренко.

Компании, сделавшие покупки, могут потерять значительную часть возможного прироста, прогнозирует Крамаренко.

Консолидация и в частном, и в корпоративном сегментах продолжится в 2011 г., считает Кусков.