Скромный праздник

В Новосибирске выручка магазинов, ресторанов и кинотеатров в новогодние праздники едва дотягивала до прошлогодней. И только продавцы компьютерной техники ощутили прибавку

Продажи в новогодние праздники «не оправдали ожиданий», говорит коммерческий директор сети гипермаркетов «Быстроном» Тимофей Герасько. По его оценке, оборот в конце декабря не вырос даже по сравнению с концом «неудачного» 2009 года, а по сравнению с декабрем 2008 г. был меньше на 7–10%. А гендиректор сети супермаркетов «Холидей» Ростислав Скороходов говорит о росте продаж на 10–15%. Однако точных цифр – средний чек и оборот – ритейлеры еще не подсчитали, признались оба топ-менеджера.

В продовольственном ритейле положение лучше, чем в других сегментах, говорит президент компании «Высокий уровень» (сеть «Галерея подарков D.A.R.») Сергей Доброневский: «Сначала все покупали еду и напитки, а вот покупку подарков откладывали до последнего». Средние цены подарков по сравнению с 2009 г. не выросли и были ниже на 10–30%, чем в декабре в 2008 г. (тогда было 1000–2000 руб. за подарок). Совладелец компании «Аристотель» (семь книжных магазинов) Михаил Трифонов сообщил, что средняя покупка в праздники приносила всего 300–400 руб., что на 15% ниже, чем в конце 2009 г. «Количество самих покупок не изменилось, однако люди стали покупать более дешевые товары», – говорит он. Зато электронные книги «сметали с полок в диком количестве» (розничная цена – от 3700 руб.), доволен директор магазина электроники «Техносити» Евгений Глебов. За счет роста продаж портативной техники (ноутбуки, планшетные компьютеры и др.) оборот на этих праздниках вырос в полтора раза к средним продажам в течение 2010 г. и на 30–35% – к показателям конца 2009 г., говорит он.

Ожидания новосибирских рестораторов не сбылись из-за 30-градусных морозов, стоявших в Сибири на протяжении всех выходных, констатирует совладелец компании «Кафела» (пять кофеен и два бара) Владимир Хилько. По его оценке, средний чек с учетом алкоголя в новогодние праздники не изменился и составил около 500 руб. «Активность посетителей выросла, а обороты – нет: просто раньше чайник чая за 200 руб. пили два человека, а теперь пять», – говорит совладелец сети кофеен «Чашка кофе» и баров Beerman Денис Иванов.

Сумели удержаться от падения к прошлым праздникам и кинотеатры, хотя в их репертуаре не было кассовых фильмов, подобных прошлогоднему «Аватару», единодушны директор «Синемапарк Новосибирск» Павел Даньшин и коммерческий директор «Артсайнс синема дистрибьюшн» Галым Саинов. За 10 дней кинотеатр Даньшина посетило 64 000 человек – примерно столько же, сколько и год назад.

После краткого всплеска весной и летом 2010 г. потребительский оптимизм иссяк, в 2011 г. он «продолжит стагнировать», полагает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. По данным Новосибирскстата, реальные денежные доходы населения области выросли в январе – сентябре 2010 г. на 5% (к первым трем кварталам 2009 г.), но начали снижаться с октября на 3,3–6,1% в месяц.