Юрген Штейнеманн: «Более сексуального продукта, чем шоколад, не существует»

Есть менеджеры, которые не любят скакать с места на место, пробуя себя в разных отраслях. Один из них – 53-летний гендиректор Barry Callebaut Юрген Штейнеманн. Вся его работа связана с продажей продуктов питания. Он подолгу работал в каждой из компаний, досконально знает этот рынок, в 53 года очень активен и ставит перед собой амбициозные цели. Одна из них – приучить к шоколаду 1,3 млрд китайцев

5 400 000 тонн

Столько промышленного шоколада было выпущено в мире в 2009 г. Крупнейшие компании-производители: Barry Callebaut, Kraft/Cadbury, Mars, Nestle. На их долю пришлось производство около 3,3 млн т промышленного шоколада. Barry Callebaut

Barry Callebaut

Производитель промышленного шоколада. Основные акционеры – швейцарская Jacobs Holding AG (50,11%) и члены семьи Якобс (17,69%). Капитализация – 3,92 млрд швейцарских франков ($4,1 млрд). Финансовые показатели (за финансовый год, завершившийся 31 августа 2010 г.): Выручка – 5,2 млрд швейцарских франков ($5,1 млрд), Чистая прибыль – 251,7 млн швейцарских франков ($244,97 млн).

Производство и клиенты Barry Callebaut находятся в разных частях мира, поэтому большую часть времени Юрген Штейнеманн проводит в разъездах. Но ему это нравится. «Вдохновение приходит во время путешествий, а не в офисе, – говорит он, – я горжусь тем, что у меня самый большой в компании счет за мобильный телефон». Штейнеманн предпочитает звонить, а не использовать электронную почту – так быстрее можно обсудить нужный вопрос. Штейнеманн азартен и, несмотря на большой опыт работы в пищевой индустрии, по-прежнему очень увлечен своей работой. Он рассказывает, что ему нравится исследовать шоколадную продукцию в разных уголках мира. «Я все время ем шоколад», – признается он. Штейнеманн не формалист. В ресторане он запросто пропускает закуску и просит официанта сразу приносить десерт. Без доли смущения он всегда просит официанта проверить, от Barry Callebaut ли шоколад, который использует шеф. Штейнеманн с гордостью рассказывает, что в большинстве случаев это оказывается именно так.

Юрген Штейнеманн родился в Германии в 1958 г. Окончил European Business School. После чего восемь лет проработал в компании по производству продуктов из сахара, кукурузы и картофеля – французской Eridania Beghin-Say Group. Он занимался маркетингом, продажами, но звездной карьеры не сделал. Зато его заметила другая компания: в 1999 г. он занял пост генерального директора одного из подразделений Unilever – компании Loders Croklaan (производит жиры и растительные масла для пищевой промышленности). В 2001 г. его переманила на должность главного исполнительного директора компания Nutreco – производитель кормов для животных. А еще через восемь лет, в 2009 г., Юрген Штейнеманн был назначен гендиректором Barry Callebaut. По его словам, он очень обрадовался этому предложению: «Более сексуального продукта, чем шоколад, не существует! Кроме того, Barry Callebaut – глобальная и растущая компания».

Barry Callebaut – крупнейший в мире по объему продаж производитель продуктов из какао, шоколада и кондитерских изделий. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что крупнейший в мире производитель шоколада расположен в Швейцарии. А вот место расположения головного офиса Barry Callebaut не столь тривиально. Он находится в центре цюрихского Technopark – центра инновационных технологий, созданного в 1990-е гг. для обмена информацией между компаниями и научными организациями. Но и этому, впрочем, удивляться не стоит. Инновации – ключевой элемент экспансии самого прибыльного и быстрорастущего бизнеса Barry Callebaut – Gourmet.

Одним из первых шагов, предпринятых Штейнеманном на посту гендиректора, было повышение по службе директора по инновациям Ганса Фриса: он стал членом правления. Штейнеманн убежден, что разработка новых продуктов компании прекращаться не должна. Barry Callebaut гордится, что является единственным производителем какао и шоколада, у которого есть глобальная сеть, занимающаяся исследованиями и развитием. Продукты компании тестируются в 15 исследовательских центрах в разных частях мира.

Gourmet производит шоколадную продукцию класса премиум для профессионалов – кондитеров, а также для отелей и ресторанов. Штейнеманн не боится рисковать: «Весь последний год мы занимались агрессивным развитием Gourmet. Мы нанимали людей, обладающих определенными знаниями, и делали больше инвестиций». Успех говорит сам за себя, утверждает он. За финансовый год, завершившийся 31 августа, продажи Gourmet выросли на 14%. Примерно половина роста пришлась на поглощения. Объем годовых продаж Gourmet составил 708 млн швейцарских франков ($732 млн). Это чуть более 10% общей выручки Barry Callebaut, превысившей 5 млрд франков. Между тем высокая рентабельность именно у промышленных шоколадных продуктов.

Самая большая проблема производителей шоколада – непрекращающийся рост цен на какао. В 2009 г. они менялись очень сильно, достигнув исторических максимумов на страхах о грядущем неурожае какао и из-за массивных спекулятивных покупок. В июле цены подскочили до максимума за последние 33 года, и, даже несмотря на некоторое снижение, они остаются высокими.

Едва ли этот тренд сменится обратным, прогнозирует Штейнеманн. Перед ним стоит цель: чтобы справиться с этой проблемой, компания должна найти новые способы сделать продукцию дешевле, не потеряв в качестве. Поэтому инновации – это один из трех пунктов, на которых основывается стратегия амбициозного роста компании. Еще одна ключевая область исследований – поиск более здоровых альтернатив для существующих шоколадных продуктов. Со стороны потребителей есть спрос на шоколад, не содержащий аллергенов, например глютена или лактозы. Но они также хотят, чтобы в нем было меньше калорий, жира и сахара, а вкус при этом был бы не хуже.

Второй стратегический пункт – это способность производить шоколад дешевле, чем конкуренты. «Лидерство в ценообразовании – важная причина, из-за которой международные клиенты отдают производство шоколада на аутсорсинг Barry Callebaut», – уверен Штейнеманн.

В сентябре компания подписала контракт с Kraft Foods, занимающей второе место в мире по продажам среди продовольственных компаний. Barry Callebaut стала ее основным поставщиком какао и промышленного шоколада по всему миру. Эта сделка отражает глобальный тренд в пищевой индустрии. Компании, подобные Kraft, все больше сосредоточиваются на маркетинге и дистрибуции своей продукции, а производство отдают на аутсорсинг поставщикам, таким как Barry Callebaut.

Компания также заключила сделки на аутсорсинг с двумя крупными конкурентами Kraft – швейцарской Nestle и американской Hershey, хотя региональные соглашения с ними гораздо меньшего масштаба.

После заключения соглашения с Kraft среди клиентов Barry Callebaut недостает лишь одного глобального производителя шоколада – американской Mars. Передача производства на аутсорсинг противоречит философии этой компании, говорит Штейнеманн. С течением времени это может измениться, но в ближайшее время реалистичнее было бы сосредоточиться на более мелких контрактах с компаниями малого и среднего размера, отмечает он. Barry Callebaut занимается подготовкой большого числа потенциальных сделок, добавляет он, поскольку компании ощущают огромное давление, заставляющее их сосредоточиться на более эффективном ценообразовании и производстве.

Третий пункт стратегии Barry Callebaut – это экспансия. По словам Штейнеманна, за ближайшие три года компания намерена увеличивать прибыль и продажи на 6–8% в год. По оценке самой Barry Callebaut, эта цель не из самых простых. В этом году рост составит менее 2%, в последние несколько лет он не превышал 3%. Но Штейнеманн убежден, что цель достижима. Рост компании должна обеспечить географическая экспансия. Как и большинство западных компаний, Barry Callebaut рассчитывает, что в ближайшие годы ей помогут расти развивающиеся рынки.

Представитель пресс-службы Barry Callebaut не стал комментировать «Ведомостям» деятельность шефа компании, сославшись на то, что их рабочий день уже закончен. Впрочем, о том, что у Штейнеманна громадье планов и запала их реализовать, он сам сказал в интервью The Wall Street Journal: «У компании есть производство в Китае, России, Бразилии и Мексике, но она только начинает разрабатывать потенциал этих рынков. Стратегии продаж должны планироваться для каждого рынка индивидуально, поскольку развивающиеся рынки неодинаковы».

«В России, например, рынок шоколада развит хорошо, а вот в Азии его еще предстоит построить», – говорит он. Большие надежды он возлагает на потенциал Китая. Для начала китайцев предстоит приучить к вкусу шоколада. «Если посмотреть на Китай, где в среднем каждый житель съедает 100 г шоколада в год, и сравнить его со Швейцарией, где жители съедают по 12 кг в год, это кажется немного, – говорит Штейнеманн, – но, если это умножить на 1,3 млрд человек, получится огромный рынок».