Вектор


Норвежская доля

Шансы Vimpelcom Ltd. объединиться с Wind Telecom египетского миллиардера Нагиба Савириса и войти в первую десятку телекоммуникационных компаний мира повысились. Наблюдательный совет компании сделку одобрил, а несогласие с ней одного из крупнейших совладельцев Vimpelcom Ltd. – норвежской Telenor юридически ничего не меняет. Это в 2005 г. она могла заблокировать выход «Вымпелкома» на Украину (и то второй мажоритарный акционер – Altimo – нашел юридически законный способ преодолеть вето партнера). А соглашение акционеров новой компании, Vimpelcom Ltd., сформулировано так, чтобы никто из акционеров не мог ничего заблокировать. Вот Telenor и оказалась в ситуации, когда ее доля в голосующих акциях Vimpelcom Ltd. может размыться с 36 до 25%, и ничего поделать с этим нельзя. Савирис же, о котором в соглашении акционеров Vimpelcom Ltd. нет ни слова (и не будет), получит 30% и будет на двоих с Altimo контролировать Vimpelcom Ltd. Норвежцы говорят об «обмане», создании «искусственных конструкций», только что не о рейдерстве. И впрямь было бы похоже, если бы не доскональное соответствие действий Vimpelcom Ltd. и Altimo законам (Бермуд, где этот холдинг зарегистрирован) и акционерному соглашению. Но ведь соглашение норвежцы подписали добровольно? Неужели потеряли бдительность?

Ипотечная половина

В 2010 г. россияне почти вдвое чаще пользовались ипотекой для покупки жилья. Общее количество регистрационных записей об ипотеке в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) составило 1,33 млн, что почти вдвое больше аналогичного показателя за 2009 г. (823 500). Это свидетельствует «о возросшей необходимости привлечения кредитных средств для покупки недвижимости», отмечают в Росреестре. Фактически ипотека стала одним из драйверов роста рынка недвижимости, считают в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию. Согласно ЕГРП общее количество зарегистрированных прав на жилье в 2010 г. составило 10,5 млн против 10,3 млн в 2009 г. То есть число сделок практически не увеличилось, но доля ипотеки в них выросла с 8 до 12,7%, отмечает гендиректор компании New Building Investment Сергей Бессонов. Пока рынок ипотеки далек от докризисных показателей – в 2008 г. выдача ипотеки составила 655 млрд руб., а за 10 месяцев 2010 г. – 272,9 млрд руб., свидетельствуют данные ЦБ. Так что по итогам прошлого года объем выдачи ипотеки едва достигнет половины докризисного уровня.

Металлурги ставят на сбыт

Российские металлурги делают упор на развитие сбытовых сетей. Evraz недавно купил металлотрейдера «Инпром» для его объединения с собственной сбытовой компанией. ММК собирается развивать своего трейдера самостоятельно, но не менее активно. В этом году сбытовая компания комбината – Торговый дом ММК – должна вырасти почти вдвое, передал «Ведомостям» через пресс-службу ее директор Илья Мельников. Сейчас у компании филиалы в 27 городах России. На этот год запланировано открытие еще в 24 городах. Затраты на открытие каждого небольшие – примерно 500 000 руб. – и быстро окупаются, говорит Мельников. Сейчас ТД ММК продает 130 000–150 000 т металла в месяц, эту цифру компания планирует увеличить больше чем вдвое. На внутреннем рынке ММК видит потенциал для роста собственных объемов производства, сказал Мельников. Такое внимание российских металлургов к внутреннему рынку, по мнению аналитика «Уралсиба» Дмитрия Смолина, может быть связано в том числе и с подготовкой России к Олимпиаде и чемпионату мира по футболу: анонсированные строительные планы гарантируют рост потребления металла в России.

Опоздали на миллион

Вряд ли РЖД, вводя в ноябре 2010 г. компенсации за опоздание «Сапсанов», рассчитывала, что уже через пару месяцев компании придется выплатить деньги пассажирам сразу двух рейсов, состоявшихся в один день. Президент компании Владимир Якунин любит подчеркивать, что российские железные дороги – одни из самых точных в мире. С начала эксплуатации «Сапсанов» в декабре 2009 г. их опоздания были единичны, утверждает представитель РЖД. Сама идея компенсировать пассажирам неудобства появилась после того, как на 42 минуты опоздал «Сапсан», в котором ехал сам Якунин. Впервые 100% стоимости билета РЖД выплачивала вчера людям, которым в этот день утром пришлось больше двух часов ждать замены поезда, отправлявшегося из Санкт-Петербурга в Москву. Пассажирам, ехавшим утром в обратном направлении, досталось 25% от стоимости поездки – их поезд задержался на 40 минут. Не исключено, что, вводя компенсации на почти не опаздывающие поезда, менеджеры компании рассчитывали на недорогой пиар – во всяком случае, об этой инициативе компания рассказывала довольно настойчиво. Вчера выяснилось, что в условиях российской зимы пиар может быть и не совсем бесплатным: по подсчетам «Ведомостей», компания заплатила около 1,6 млн руб.