Сэкономили 0,6 трлн руб.

По итогам 2010 г. доходы федерального бюджета больше плановых на 400 млрд руб., расходы – на 200 млрд меньше, дефицит оказался на четверть ниже, опубликовало казначейство оперативные итоги исполнения бюджета

Исполнение бюджета оказалось лучше ожиданий, но это заслуга не финансово-экономической политики: выросли цены на нефть, ускорение инфляции тоже приносит бюджету дополнительные доходы, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка. Недоисполнение расходов – результат того, что в бюджете были заложены дополнительные «антикризисные» траты, которые не понадобились: например, около 150 млрд руб. на докапитализацию банков, продолжает она. «Странно радоваться дефициту почти в 4% ВВП, но это очень хороший результат», – довольна Юлия Цепляева из BNP Paribas: причины – цены на нефть, инфляция и взвешенная политика Минфина, который всегда занижает прогноз доходов, стремясь ограничить расходы.

По данным Федерального казначейства, дефицит бюджета-2010 составил 1,789 трлн руб., или 3,9% ВВП (Минэкономразвития оценивает ВВП в 45,7 трлн руб.). На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин называл ту же цифру. Дефицит на 592 млрд руб. (почти на 25%) меньше, чем в последней версии бюджетного плана, и на 1,1 трлн (на 40%) – чем в первоначальной (в начале 2010 г. дефицит оценивался в 2,9 трлн руб., или 6,8% ВВП).

Рост среднегодовой цены нефти с $65 до $77,5 принес 600 млрд руб. сверхплановых нефтегазовых доходов, или 48 млрд руб. на каждый дополнительный $1. Нефтегазовые доходы (НДПИ на углеводороды, вывозные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) сформировали 46% доходов бюджета, которые в целом составили 8,3 трлн руб. Это на 1,35 трлн руб. (19%) больше, чем было в первой версии бюджета и на 400 млрд руб. (5,4%) – чем в последней. Ненефтегазовых доходов больше примерно на 740 млрд руб.: в начале года прогноз предполагал рост ВВП на 3,1% (итоговая оценка – 3,8%). Ненефтегазовый дефицит составил около 10% ВВП, вдвое больше, чем предполагают нормы Бюджетного кодекса (4,7%), но они заморожены до 2014 г. Тем не менее это очень неплохой результат, говорит Елена Пенухина из ЦМАКП: в 2009 г. ненефтегазовый дефицит был 13,5% ВВП, он сократился сильнее, чем общий (был 5,9%).

План по расходам за год увеличился на 390 млрд руб., но 199 млрд из них не пригодились – на столько фактическое исполнение расходов (10,09 трлн) оказалось меньше в сравнении с последним планом. Недорасход составил 2%, несмотря на то что еще к ноябрю навес расходов превышал 25%. В декабре бюджет потратил около 1,8 трлн руб., почти пятую часть годовых расходов (в 2009 г. – 1,5 трлн руб., 15% годовых расходов). Финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности недовыполнено на 1%, национальной экономики – на 3%, образования, здравоохранения с физкультурой и спортом – на 3%, а ЖКХ – перевыполнено на 3,5%.

2011 год будет сложнее в плане выбора, думает Орлова: при росте цен на нефть появится искушение увеличить соцрасходы, при снижении встанет вопрос ужесточения бюджетной политики. «Необходим контроль за расходами, а не радикальное повышение налогов, которое уже способствовало оттоку капитала и крайне неблагоприятно скажется на восстановлении экономики», – считает Орлова. Это замкнутый круг, замечает Цепляева: при высоких ценах на нефть нет стимула для перемен, при падающих – заканчиваются деньги.