Вектор


Лучше жить – меньше пить

Вот уже несколько лет «Газпром» не владеет контрольными пакетами банков, однако вложения в них эффективны, решил совет директоров монополии. Речь идет прежде всего о Газпромбанке, в котором концерну сейчас принадлежит 41,7% и который «в значительной степени способствует эффективному выполнению производственных и финансовых задач концерна», следует из сообщения «Газпрома». Он сам собирался снижать долю в банке до блокирующей. Однако директора решили, судя по всему, не форсировать события. И поручили правлению работать над повышением вложений в акции банка. Это совпало с принятием новой стратегии банка, предполагающей его активный рост. Тогда вырастет как стоимость всего банка, так и доля «Газпрома» в нем. Если, конечно, это не пойдет вразрез с производственными задачами монополии.

Правительство Великобритании объявило о введении минимальной розничной цены на алкогольную продукцию, продающуюся в магазинах и пабах Англии и Уэльса: банка светлого пива не должна стоить меньше 38 пенсов ($0,61), литровая бутылка водки – 10,71 фунта ($17). Требования должны вступить в силу в конце года. Мера должна снизить потребление спиртных напитков.

По данным ЦИФФРА, среднестатистические россияне и британцы потребляют ежегодно сопоставимое количество спирта на душу населения – 11–13 л, но в Великобритании статистику делают умеренно пьющие, потребляющие больше своих российских коллег, а в России – 20% населения, злоупотребляющие алкоголем, которые пьют в 4 раза больше, чем умеренно пьющие британцы.

По словам директора ЦИФФРА Вадима Дробиза, британцы сначала тоже пытались влиять на потребление ограничительно-запретительными мерами, но, потерпев неудачу, сделали ставку на социальную политику. Увеличение уровня жизни населения увеличило и ее продолжительность – за 40 лет на 10 лет, а доля маргинальных слоев сократилась с 20 до 10%. Теперь, видимо, в качестве точки британское правительство решило и минимальную цену на алкоголь ввести. Россия же пока находится на первом этапе; хочется надеяться, что переход на второй много времени не займет.

Заработать перед продажей

С десертом и без десерта

Международные компании, акции которых торгуются на биржах, давно выучили: если предстоит какое-то неприятное объявление, лучше выбрать для этого день, когда на бирже нет торгов. И совсем хорошо, если на следующий день вчерашняя неприятная новость будет сдобрена позитивной. Именно так поступила Apple. В понедельник, когда американские биржи не работали по случаю праздника, она сообщила о временном отходе от руководства основателя компании Стива Джобса. Джобс – главная движущая сила Apple, и его возобновившаяся болезнь взволновала инвесторов. Но во вторник вечером Apple сообщила о рекордных финансовых показателях, и радикального падения котировок не произошло.

Сходным образом – вольно или невольно – поступила и российско-украинская Vimpelcom Ltd., акции которой торгуются на Нью-Йоркской бирже. В тот же понедельник она сообщила об одобрении слияния с холдингом Wind Telecom, которое сделает Vimpelcom Ltd. не только одним из самых крупных операторов мира, но и одним из наиболее закредитованных. Вдобавок сделка происходит вопреки одному из крупнейших акционеров Vimpelcom Ltd. – Telenor, что, несомненно, обострит взаимоотношения совладельцев компании. Вот бы Vimpelcom Ltd. припасти на вторник какую-нибудь хорошую новость. Но ее не нашлось – и котировки снизились. Видимо, дело в том, что сама Vimpelcom Ltd. считает новость о слиянии с Wind позитивной.

Льготный оптимизм

«Автотор» с оптимизмом смотрит в будущее: компания в конце прошлого года договорилась с автопроизводителями, машины которых она собирает на своем конвейере, о том, что будет вкладывать деньги в расширение производства. Цель предприятия – довести к 2015 г. мощности минимум до 300 000 автомобилей в год, сообщил гендиректор компании Валерий Горбунов. Уже в этом году компания инвестирует около 60 млн евро и начнет сборку двух новых моделей Opel и по одной – Kia и BMW, отметил он. «Автотор» не первый – за последние месяцы несколько компаний объявляли о планах строительства новых мощностей. Успехи есть – в 2010 г. он стал самым крупным производителем иномарок в России, выпустив 170 211 автомобилей, а в этом году должен увеличить объемы производства уже до 240 000–250 000 машин, планирует Горбунов. Вот только риски у «Автотора» выше, чем у конкурентов: иностранные автоконцерны с удовольствием пользуются его услугами, поскольку калининградский автозавод может беспошлинно ввозить компоненты для сборки машин. Но эти льготы должны закончиться в 2016 г., как раз когда «Автотор» планирует выйти на полную мощность. Впрочем, компания уже начала лоббировать их продолжение. И, судя по объявленным планам, смогла заручиться поддержкой чиновников.