Владимир Федосеев исполнил в «Новой опере» «Русалку» Дворжака

Владимир Федосеев провел в «Новой опере» «Русалку» Дворжака в концертном исполнении. Получит ли альянс дирижера и театра продолжение, не известно

К огорчению поклонников оперы, Владимир Федосеев не служит ни в одном российском оперном театре – тогда как в Европе он регулярно выступает как оперный дирижер. Попытки заманить его на постановку театрами предпринимались, маэстро не отказывался обсуждать планы, но ни одного спектакля до сих пор так и нет. Изредка Федосеев давал оперы в концертном исполнении – в филармонических залах, со своим надежным Большим симфоническим оркестром им. Чайковского. А в театры не шел.

Нынешняя «Русалка» в «Новой опере» тоже стала единичной акцией – это было концертное исполнение. И все же Федосеев – впервые за долгое время в России – встал за пульт «чужого» оркестра. Партитура Дворжака для оркестра была новой, Федосеев же вел ее как хорошо продуманную и, чувствуется, искренне любимую вещь: не далее как в прошлом сезоне он делал «Русалку» в Цюрихской опере. Альянс с незнакомыми московскими музыкантами сложился: оркестр повиновался мягким, изящным жестам дирижера. Огрехи были (вроде киксов меди), но подобное случается и в БСО.

В январе, когда театр «Новая опера» празднует Крещенскую неделю, творение Дворжака звучит очень уютно – за окном сугробы и сосульки, а у нас нечисть бултыхается в незамерзших водоемах. То и дело звучат песни и хоры в народном духе – даже там, где накал драмы повышается. Заглавную партию мастеровито и со значительностью спела солистка Большого театра Елена Зеленская. В остальных ролях щеголяли артисты «Новой оперы». Бас Алексей Антонов наделил Водяного, отца Русалки, чертами интеллигентной страдающей натуры. Пылкость несколько помешала голосистому тенору Хачатуру Бадаляну быть всюду ритмически точным, тогда как Анастасия Бибичева и Елена Поповская (Баба-яга и Княжна) отлично сочетали экспрессию и дисциплину. Смешной дуэт Натальи Бороздиной и Максима Остроухова (Поваренок и Лесник) заставил ненадолго поверить в то, что мы сидим не на концерте, а в театре – и в этом театре, вы не поверите, дирижировал Владимир Федосеев.