Унылая горизонталь

Галерея Гельмана показывает групповую выставку о русском пейзаже, тема выставку не спасла

Выставка «Русский пейзаж», объединившая 12 дружественных художников, предполагает параллели с юбилейной ретроспективой Левитана в Третьяковке, размышления о значении пейзажа в русской изобразительной традиции, воспоминания о пашнях, грачах и омытых дождем лугах. Но все это окажется ненужным, поскольку заявленная тема говорит только о том, что куратор выставки Гоша Острецов осведомлен о важности тем как таковых в современном искусстве.

Без темы нет выставки, тема объединяет произведения в тенденцию или, если повезет, в целое явление и даже может заставить плохие работы казаться хорошими. Наивно понятая идея такого объединения определила решение экспозиции: галерею по периметру обнесли забором из квадратных щитов. Некоторым художникам хватило одного квадрата, другие осилили сразу несколько.

Доминанта русского пейзажа – горизонт, бесконечные тоскливые дали. И хотя многие авторы вместо пейзажей показали и вовсе портреты, соответствие с заголовком было достигнуто: идущие без промежутков одна за другой работы являли унылейшую горизонталь.

Острецовым освоена наибольшая площадь, но его графические пейзажи с вмонтированными в них лампочками выглядели лишенным всяких характеристик оформлением стен. Георгий Литичевский продолжил свою давнюю тему злобных цветов-мутантов: раньше они жили своей тайной жизнью за занавесками, а теперь переселились на кое-как намалеванные луга и кусают коров, утратив в живописной версии всю свою графическую брутальность. Группа «Еликука», авторы, чей главный и очень эффектный инструмент – слегка галлюцинозная ирония распоясавшегося двоечника, выступили с невнятной серией на тему радужной моркови. Илья Фальковский, член группы ПГ, способный извергать искрящиеся потоки психоделического бреда, использовал отведенный щит под вымученные шутки о гопниках с калашами на фоне кремлевских стен. Сергей Пахомов, «Пахом, метафизический гном», сделал работу с текстовой заумью, внешне разухабистой, но пустотной и необязательной. Дарья Кротова, не выдумывая ничего нового, изготовила панно со своими фирменными сдутыми керамическими шариками.

Не впервые собравшиеся вместе художники (похожий состав участников фигурировал на выставке «Банальность и бесконечность» в «Триумфе», где их, правда, не давила конкретная задача) растеряли все свое очарование, когда потребовалось отрабатывать тему и формат, будто на конкурсе социального плаката. За названия приходится отвечать, и «Русский пейзаж» обернулся провальной попыткой выделить из себя некую мифическую специфически русскую художественную идентичность.