Вектор


Тариф в обмен на субсидии

РЖД согласна на рост тарифов на грузовые перевозки в 2012 г. на 11,7%, однако государство должно выделить компании 80 млрд руб. субсидий. В начале декабря 2009 г. монополия шокировала грузоотправителей, попросив поднять тарифы на 23%. Компания по-прежнему считает такое повышение обоснованным, ведь ей нужно развивать инфраструктуру, объяснил «Ведомостям» близкий к компании источник. Такой рост негативно скажется на экономике России, поэтому РЖД согласилась на более умеренное увеличение тарифа, но выпадающие доходы должно компенсировать государство, продолжает он. Минэкономразвития с расчетами не согласно: по его мнению, хватит и 7,4%-ного роста. Субсидии возможны, но сначала нужно подумать над привлечением частных инвестиций и приватизацией активов. Все крупные активы будут проданы уже в 2011 г., а если государство не согласится на условия РЖД, то в 2012–2013 гг. та не сможет вывезти 75 млн т груза, парирует компания. Правительство вынесет вердикт через пару месяцев, говорят источники «Ведомостей». Но вряд ли чиновникам удастся срезать много: существующие магистрали уже не справляются с нагрузками, а тут еще и премьер поручил к 2018 г. построить несколько высокоскоростных линий. Платить за это, кроме государства, пока некому.

Инвесторы легли на дно

Выручка группы компаний «Русское море» в IV квартале выросла на 28% по сравнению с тем же периодом 2009 г. до 6,3 млрд руб. Весь предыдущий год продажи дистрибутора рыбы падали: на 9,6% – в I квартале, на 14,6% – во II и на 6,7% – в III. Компания объясняла это дефицитом красной рыбы после того, как чилийского лосося в 2007 г. поразил вирус. Вместе с выручкой «Русского моря» снижалась капитализация. В апреле 2010 г. группа провела IPO в РТС, разместив акции на $90 млн по нижней границе ценового диапазона – $6. В мае, после публикации первой отчетности, они торговались ниже $5. В августе, после выхода результатов II квартала, котировки обвалились до $2,7 акцию. К декабрю бумаги стоили уже $2,3, но к концу месяца подорожали до $2,8. Накануне IPO компания сулила быстрый рост продаж и расширение в регионах. Похоже, инвесторы не простили ей, что обещанный рост на деле обернулся почти годом снижения продаж. Позитивные результаты IV квартала не нашли отражения в котировках – они в пятницу прибавили всего 1 цент до $2,81.

Иностранцы в приоритете

Стратегический альянс «Роснефти» с британской ВР вызвал живой интерес у участников рынка: сначала о желании присоединиться к проекту в Арктике заявила ТНК-ВР, а теперь обсудить возможность сотрудничества хочет «Лукойл». Компания могла бы помочь «Роснефти» в разработке участков, не вошедших в проект с ВР, сообщил в пятницу президент «Лукойла» Вагит Алекперов, отметив опыт своей компании в работе на шельфе: первый проект «Лукойл» запустил в 1999 г., а сейчас ведет добычу на Каспии, Балтике и Черном море. Но на богатый ресурсами Арктический шельф компании пробиться не удается: по закону на лицензии могут претендовать только госкомпании. Делить холдинги на частные и государственные неправильно, доступ к российским недрам должны иметь все российские компании, не раз говорил Алекперов. Отечественные нефтяники давно готовы к созданию национальных консорциумов по освоению Арктики, повторял он, предлагая ввести понятие «национальная компания» и открыть для таких холдингов дорогу на шельф. Идея озвучивалась и президенту Дмитрию Медведеву, и премьеру Владимиру Путину, но поддержки пока не получила. Власти предпочитают давать зеленый свет иностранным холдингам, отказывая национальным компаниям даже в третьих ролях.

Судебный аргумент

Акции МТС торгуются на американской бирже – может быть, поэтому компания верит в торжество судебной системы: в истории с Туркменией, приостановившей действие местной лицензии МТС, дело уже идет к суду. Возможно, международный суд подтвердит, что лицензия приостановлена безосновательно, что ее действие не зависит от желания «снимать» с МТС побольше денег в бюджет. И останется всего лишь заставить Туркмению исполнить решение суда, а это может оказаться очень непросто. Норвежская Telenor потратила уйму сил, чтобы заставить партнера на Украине прислушаться к вердикту американского суда. А TeliaSonera безуспешно пытается истребовать у турецкого партнера долю в Turkcell при помощи решений международных арбитражей. В Турции эти решения не более чем мнения наблюдателей: можно прислушиваться, а можно и нет. Может, МТС лучше прибегнуть к политическим методам воздействия? Ее основной акционер Владимир Евтушенков – нередкий гость у Путина. Хотя и судом пригрозить не мешает – американским инвесторам понравится.