Доходная география

Интерактивные картографические интернет-сервисы начинают пользоваться массовым спросом. Доходы их российских разработчиков выросли в 2010 г. на 30%

Рынок геоинформационных услуг (геодезия, аэрофотосъемка, разработка привязанных к картам приложений и др.) вырос в 2010 г. примерно на 20% до $1 млрд, говорит замгендиректора ESRI CIS Сергей Щербина. Эта компания – дистрибутор ПО для создания электронных карт. Доходы разработчиков интерактивных онлайн-сервисов на заказ выросли еще больше – на 30% и составили около $40 млн, считает он; в ближайшие годы этот рост сохранится благодаря госзаказам и коммерциализации геоинформационных сервисов (ГИС).

Выручка ГИС-разработчика Data+ выросла в 2010 г. на 60%, в том числе от разработки специализированных сервисов – на 100%, говорит его гендиректор Алексей Ушаков. 60–70% заказов приходится на муниципальные и госструктуры, но частных заказчиков все больше, добавляет он.

Сами заказчики (таксопарки, строительные, логистические фирмы и т. п.) напрямую на ГИС пока не зарабатывают, используя эти сервисы для контроля за своими бизнес-процессами, говорит Щербина. Но попытки монетизировать ГИС уже есть. Вчера «Яндекс» начал продавать геотаргетированную рекламу. Компании могут разместить на «Яндекс.картах» свое наименование, кликнув по которому пользователь увидит рекламное объявление. Потенциально карта может вместить в себя до 10 млн адресов, реально же рекламу могут разместить владельцы около 1 млн, рассуждает гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, ссылаясь на публичную статистику. У «Яндекса» в 2010 г. было более 180 000 рекламодателей, добавляет он.

Гендиректор «Навигационно-информационных систем» Александр Гурко пророчит коммерческий успех сервисам, привязанным к местоположению клиента (Local Based Services, LBS).