Большой театр включил в свой репертуар международный проект

Большой театр включил в свой репертуар международный проект «Отражения». Мировая премьера прошла несколько дней назад в Калифорнии, но предназначена специально для москвичек
М. Логвинов/ Большой театр

Для звезд московской школы Мауро Бигонцетти придумал балет «Пять» / М. Логвинов / Большой театр

Американский продюсер и экс-москвич Сергей Данилян в новой программе «Отражения» (Reflections) объединил балерин, окончивших Московскую академию хореографии. Ровесницы (трое даже одноклассницы), они представляют поколение, уже готовое сменить «королей» из предыдущих проектов продюсера. Но Данилян превратил идею в вызов: воспитанницы школы, декларирующей универсальность своего образования, должны танцевать не классику (в которой признаны всем миром), а то, что развивает и стимулирует искусство, – современную хореографию.

От предложения ни одна из потенциальных участниц не отказалась. Их в «Отражениях» семь. Залы своим именем собирали пока только две – Полина Семионова, прима Берлинского балета, и звезда Большого Наталья Осипова. Остальные были выбраны из числа классных профессионалок, но широко известных лишь в балетных кругах. Условия были равными для всех: в первом отделении вечера участие в балете Начо Дуато Remansos («Отражения»), во втором – сольный номер для каждой из участниц и позабытое па-де-труа на музыку Глинки в постановке Баланчина, в третьем – созданный в живом сотрудничестве с хореографом Мауро Бигонцетти балет Cinque. Каждая воспользовалась возможностями по-своему.

Событием вечера стал балет Бигонцетти, название которого обыгрывает количество его исполнительниц. В начале спектакля, бессильно развалясь на стульях в платьях и взлохмаченных париках, они лениво потягивались, почесывались и гримасничали – каждая могла бы использовать свой актерский этюд в качестве концертного номера. Хореограф, запустив изящные мелодии Вивальди, вместе с тем отказывался видеть в этих девицах безупречных фарфоровых балеринок. Но пятерка прим мирового балета – реальных и потенциальных – все же заставила его это сделать. В отместку Бигонцетти выкинул стулья вон, заставил содрать парики, прямо с неба спустил брутальные кожаные пачки (их автор – Игорь Чапурин), при зрителях заставил их переодеться и с непреклонностью комендантши Мирты из «Жизели» отправил танцевать.

Соло, представляющие каждую, блистали не столько оригинальностью, сколько юмором и умением показать артистку с лучшей стороны. Сбой произошел лишь однажды: когда Бигонцетти перешел с allegro и allegro vivace на adagio, утонченность Семионовой вдруг обернулась ложным пафосом. Очаровательная взъерошенная фурия Натальи Осиповой была хороша сама по себе, но балет все же только повторял ее привычный образ. Преобразились Екатерина Шипулина и Екатерина Крысанова: одна – легкая и изящная своенравная красавица, вторая – капризный фейерверк, о который можно и обжечься. Однако примы, борясь за место под солнцем рампы, явно не знали настоящей борьбы до появления Марии Кочетковой.

Эта дюймовочка укусом выжила со сцены величественную Шипулину и заполонила все пространство своим эльфийским порханием. Но поединок закончился без жертв, на тех же стульях, намекая на вечное театральное перпетуум-мобиле. И хотя «Отражения» позволили открыть новые звезды, ясно: рождение и утверждение прим – процесс бесконечный и опасный.