Заглянули в будущее

Участники форума в Давосе назвали ключевые риски для мировой экономики. Среди них – пузыри на рынках активов и госдолги. Конкретных рецептов, как с ними справиться, предложено не было

Вчера в Давосе завершился 41-й Всемирный экономический форум. В его программе было уделено внимание практически каждому региону мира, отдельные сессии организаторы посвятили России, Индии, Африке, Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, США, еврозоне. Больше всего внимания досталось Китаю – о его экономике участники форума говорили на трех сессиях.

Главной целью форума было обсудить новую экономическую реальность, которая формируется, несмотря на неустойчивый рост мировой экономики. Сессия под таким названием стала неформальным открытием форума. Темпы восстановления развивающихся рынков превысили ожидания, нет риска сценария W-образной депрессии и стагнации, компании публикуют оптимистичные отчеты, а рынки растут по всему миру, говорил ее участник профессор Нуриэль Рубини. Но есть поводы и для тревоги, предупредил он: стремительный рост инфляции в развивающихся странах, подорожание сырьевых товаров и продовольствия, политическая нестабильность. К глобальному риску Рубини отнес и высокий уровень безработицы в США наряду с гигантским бюджетным дефицитом. По прогнозу бюджетного комитета конгресса США, дефицит в 2011 г. достигнет рекордных $1,5 трлн, а уровень безработицы не опустится ниже 9,2%.

Пузыри на рынках активов, рост цен на сырье и госдолги – таковы ключевые риски, сошлись во мнении представители бизнеса на сессии, посвященной будущим структурным шокам и готовности экономики к ним. Чрезмерный рост активов на развивающихся рынках они назвали тревожным сигналом. Особенно настораживает инвесторов Китай. 45% из 1000 опрошенных агентством Bloomberg инвесторов опасаются, что стремительный рост экономики и инвестиций в Китае может в ближайшие пять лет смениться кризисом (40% полагают, что это произойдет после 2016 г.). Вызов для Китая в том, что США больше не могут быть для него потребителем номер один, считает Рубини. «Каждая неопределенная ситуация в мире имеет отношение к политике Китая, – подытожил профессор бизнес-школы IMD в Лозанне Артуро Бриз. – Я не жду сюрпризов от западных лидеров, но Восток нас может удивить».

Представители еврозоны старались доказать жизнеспособность еврозоны, несмотря на колоссальные долги Греции, Испании и Португалии. «Есть люди, которые сомневаются в способности евро выжить, – заявил президент Франции Николя Саркози. – Мы читали про это много статей, а евро жив и здоров». Об отсутствии кризиса евро заявил и президент ЕЦБ Жан-Клод Трише. Все инвесторы опасаются за судьбу евро и еврозоны, возражает президент Сбербанка Герман Греф: «Если весь мир считает, что кризис в зоне евро присутствует, а люди, отвечающие за его динамику, говорят, что кризиса нет, то проблема не с окружающими людьми, а с теми, кто это провозглашает».

На форуме обсуждались риски, которые уже давно очевидны: европейские долги, перегрев Китая, инфляция, замечает главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, новых предложений, как бороться с ними, не прозвучало. Форум нужен для того, чтобы обсуждать проблемы, а не находить решения, считает начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева. Испуг прошел, но нет представления, как мир будет развиваться, как сделать восстановительный рост более устойчивым, говорит руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева. Идет поиск новой модели развития, акцент смещается с обсуждения краткосрочных проблем к долгосрочной повестке, объясняет она. На форуме много говорили о либерализации условий ведения бизнеса, структурных реформах, налоговых преобразованиях, повышении конкурентоспособности экономик, рассказывает Юдаева.