Суть дела: Будет новая битва

Первый пакет поправок в закон о торговле был несущественным. А вот второй – обещает быть очень дискуссионным и может затронуть многие принципиальные положения закона. И если для законодателей это прежде всего возможность исправить недочеты в понятиях и некоторые детали, то для ритейлеров – настоящая битва за новые правила игры.
Исполнительный директор ассоциации ритейлеров Илья Белоновский (слева) на конференции продолжал обсуждать поправки с членом правления РусПродСоюза Максимом Протасовым./ П. Горшков

Три наиболее важные поправки в закон. Среди участников VI ежегодной конференции «Ритейл в России» было проведено голосование, какая поправка самая важная. Наибольшее количество голосов набрали три поправки:

49 – отнести к затратам расходы торговых организаций, связанные с возмещением товарных потерь;

Самая правильная поправка в закон о торговле – это его отмена», – заявил «Ведомостям» гендиректор Х5 Retail Group Лев Хасис. Его слова были бы хорошей шуткой, если бы не были правдой: многие ритейлеры действительно предпочли бы работать по-старому – без каких-либо ограничений по срокам оплаты, долям рынка, содержанию договоров с поставщиками. Но выбор у торговцев небольшой: уходить по ту сторону закона и рисковать всем бизнесом либо оставаться в его рамках и пытаться хотя бы немного изменить правила игры легитимными инструментами.

Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) – главного лоббиста интересов ритейлеров – одну слушать не стали и предложили объединиться с поставщиками и производителями продовольствия, чтобы сформировать единый, согласованный пакет замечаний к закону.

АКОРТ совместно с Союзом производителей и поставщиков продовольственных товаров (РусПродСоюз) подготовила свой проект поправок в закон в конце 2010 г. В своем обращении к правительству и Госдуме они предложили повысить размер единственного разрешенного вознаграждения для ритейлеров – бонуса за объем проданных товаров – с нынешних 10% (до какого уровня они не уточняют). Важно «увязать увеличение бонуса с ростом продаж», объяснял тогда член правления РусПродСоюза Максим Протасов.

Но этот проект не нашел поддержки у антимонопольной службы. «Мы будем выступать против этой нормы», – заявил тогда руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. «Стимулировать продажи можно другими способами, а именно снижением цен, различными услугами, которые торговая сеть может оказать поставщику для продвижения товара», – объяснил он.

В январе 2011 г. члены Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), как несколько ассоциаций ритейлеров и поставщиков назвали созданное в ноябре 2010 г. объединение, направили в адрес первого заместителя председателя правительства Виктора Зубкова, замруководителя ФАС Андрея Кашеварова и председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгения Федорова второе письмо с предложениями по совершенствованию закона о торговле.

Главная поправка увеличивает максимальную долю рынка муниципальных и городских округов с численностью населения менее 100 000 человек, которую может занимать ритейлер, с 25% до 35%. Всего в России 2 341 муниципальный район и городской округ. На территории образований с численностью населения до 100 000 человек проживает свыше 40% населения России.

По мнению ритейлеров, запрет на открытие новых магазинов при достижении доли в 25% на муниципальном рынке «ограничивает темпы проникновения современных розничных сетей в регионы». «Наиболее болезненна эта норма для некрупных регионов со слабой торговой и логистической инфраструктурой. В регионах с неразвитой торговой инфраструктурой покупателю практически недоступна свежая продукция (охлажденное мясо, молочная продукция, овощи-фрукты и т.д.)», – объяснил исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский.

Возмездие за услуги

Остальные поправки касаются закона о торговле опосредованно – это предложения по изменению Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, МЭС предложил списывать платежи, перечисляемые поставщиками сетям за продвижение товаров, на расходы предприятия.

До вступления в силу закона о торговле поставщики были вправе включать вознаграждение, выплачиваемое торговой сети, полностью в состав затрат. Закон лишил их такой возможности. «Данная практика привела к увеличению фактических издержек поставщиков, так как расходы, превышающие норму, которую налоговые органы оценивают как экономически оправданную, оплачиваются за счет прибыли, а следовательно, закладываются в цену поставки», – объяснили в письме отраслевые союзы, предложив дополнить Налоговый кодекс подпунктом о возможности отнести к себестоимости расходы «на продвижение товаров, в том числе на мероприятия и услуги, направленные на повышение потребительского интереса к производимым и (или) реализуемым налогоплательщиком товарам».

Одна из ключевых предлагаемых поправок в Налоговый кодекс – отнесение товарных потерь (не превышающих 2% от выручки) к себестоимости. «Существуют целые группы товаров, при реализации которых торговые сети несут большой экономический риск их утраты или повреждения. Особенно это характерно для современных магазинов с открытым доступом покупателей к товару. Такие товары часто воруют или потребляют прямо в торговом зале. При этом по действующему налоговому законодательству торговые сети не могут относить на себестоимость убыток от утери или повреждения товаров», – объясняют авторы поправок.

Против отнесения товарных потерь к себестоимости ранее высказывался Минфин, который опасается, что такая поправка может привести к злоупотреблениям со стороны торговых сетей. Однако в конце 2010 г. позиция ритейлеров получила поддержку Минпромторга.

МЭС обозначил вопросы, требующие дополнительной проработки. Это, во-первых, срок пересмотра цен поставок. Розничные сети в типовых договорах со своими поставщиками часто пишут о невозможности пересмотра закупочных цен чаще раза в квартал. В случае же остановки поставщиком отгрузок товара по старой цене к нему могут применяться значительные штрафы за недопоставку. «Экспертный совет исследует необходимость законодательного установления максимального срока согласования или отказа в согласовании торговой сетью изменения цен поставки после получения такого предложения от поставщика, а также запрета… применять штрафы за недопоставки при неприятии новых цен и связанной с этим остановки поставщиком отгрузок товара», – говорится в письме членов МЭС.

Во-вторых, совет предлагает пересмотреть регулирование в области дистрибуции. По мнению Александра Борисова, председателя МЭС по развитию потребительского рынка, в законе нужно устранить противоречие в регулировании работы дистрибуторов. Система продаж через дистрибуторов предполагает использование договора комиссии, в то время как нынешняя редакция закона применение таких договоров запрещает.

Третий вопрос – расчет стоимости логистики. «До принятия закона поставщики выплачивали разные виды вознаграждений, основным из которых являлась компенсация затрат на логистику. Рассчитывалась логистика в процентах от товарооборота», – рассказывается в документе совета. С вступлением закона в силу стоимость логистики разрешено рассчитывать исключительно в фиксированных цифрах. «Это привело к возникновению у поставщика дополнительных налоговых рисков, связанных с учетом данных затрат в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, а также к несоответствию выполненной работы ее стоимости, а следовательно, к серьезному удорожанию услуг», – считают участники рынка.

Шлифовка граней

У сельскохозяйственного лобби, под давлением которого в законе появилась возможность государственного регулирования цен, иной взгляд на необходимые в нем поправки. В конце ноября 2010 г. группа депутатов и сенаторов выступила с инициативой передать полномочия по ограничению розничной наценки в случаях резкого роста цен от федерального правительства регионам. Проект соответствующих поправок внесла в Госдуму группа депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой. По существующим нормам Минэкономразвития проводит мониторинг розничных цен, и, если они растут больше чем на 30% за месяц, правительство может ограничить розничную наценку. Депутаты предлагают добавить еще один пункт: если цена на социально значимые продукты выросла на 40% за месяц, разрешить регионам ограничивать наценку на эти продукты в пределах 25–40% на срок не более 90 дней. Для расчета уровня наценки депутаты хотят обязать производителей продовольствия публиковать свои отпускные цены в интернете. Однако этот проект не нашел поддержки у представителей исполнительной власти. Практики применения уже существующей нормы нет, поэтому говорить о передаче этих функций другим органам власти рано, сказал представитель Минпромторга. p

Помимо этого проекта к началу 2011 г. в недрах Госдумы созрело и много других. Коммунисты, например, подготовили свой вариант закона о торговле, устанавливающий предельный уровень торговых наценок. Член Совета Федерации Сергей Лисовский предложил законодательно закрепить предельную торговую наценку на уровне 25% от цены поставки. В 2009 г. во время принятия закона о торговле норма об ограничении наценок была вычеркнута.

Антимонопольную службу действующий закон также не во всем устраивает. По словам Тимофея Нижегородцева, ФАС готовит свой пакет поправок – в частности, с уточнением формулировок пункта о пороге доминирования в 25%. «Если доля компании на рынке 24%, она в теории может купить компанию, у которой 75%», – объяснил он. Поводом послужил прецедент ходатайства торговой сети «Копейка» о присоединении объектов с использованием различных юридических лиц. «Сейчас ст. 14 имеет «дырки», которые позволяют ее обходить, это нивелирует замысел правительства», – заявил Нижегородцев, заметив, что необходимо доработать закон так, чтобы учитывалась вся группа лиц, связанных с торговой сетью.

Нижегородцев отметил, что закон о торговле был «плодом большого компромисса», а сейчас, когда начинает складываться административная судебная практика, «очень важно, чтобы эти нормы работали так, как предполагалось при их принятии».

В законе, по словам главы департамента ФАС, установлен запрет на договор комиссии, но нет запрета на агентские договоры и поручения. Требуется уточнить и само определение торговой сети, добавив понятие «торговая деятельность», в силу того, что ритейлер может не только продавать, но и закупать товары. ФАС предполагает уточнить и определение термина «торговля». Кроме того, антимонопольная служба считает необходимым ужесточить ответственность за несоблюдение некоторых норм закона, регулирующих договоры между поставщиками и сетями. «Часть норм ст. 13 всеми признается как злоупотребительная. Из разряда расследования и доказывания их нужно перевести в правило запрета, который нельзя оправдать, и абсолютное требование, которое должно выполняться при любых обстоятельствах», – уверен он. Представитель ФАС пояснил, что в статье говорится о возможности представления хозяйствующим субъектом информации о том, что совершенные им действия не повлекли опасных последствий. «Эта приписка говорит о том, что невыполнение требований ст. 13 может быть «легализовано», если это не повлекло каких-то последствий», – указал Нижегородцев.

Тем временем один из ключевых сопряженных с законом актов – поправки в КоАП – уже вступил в силу. Поправки, вокруг которых шли ожесточенные споры, установили штрафы за нарушение закона о торговле. В Госдуму было внесено два варианта этого законопроекта, но депутаты рассмотрели самый мягкий из них – предусматривающий фиксированные штрафы от 300 000 руб. до 1 млн руб. Документ объединяет предложения Минпромторга и ФАС.

Группа депутатов Госдумы во главе с Ириной Яровой предлагала гораздо более жесткий проект поправок в КоАП – он предусматривал введение оборотного штрафа за повторное нарушение закона в размере от 0,3% до 3% выручки ритейлера на товарном рынке. Депутатский законопроект был отозван, поскольку правительство не поддержало идею оборотных штрафов, рассказывал тогда один из его авторов – единоросс Виктор Звагельский.

На втором и третьем чтении эта группа депутатов смогла добиться увеличения размера штрафов правительственного проекта. Максимальную планку подняли с 1 млн руб. до 5 млн руб.

После внесения поправок в КоАП за создание дискриминационных условий для доступа на товарный рынок или выхода из него других компаний с должностных лиц будет взиматься штраф в размере 20 000–40 000 руб., с юридических лиц – 2–5 млн руб., за навязывание запрещенных условий контрагенту – 2,5–5 млн руб., за включение в цену договора поставки товаров вознаграждения, превышающего 10% стоимости товара, – 1–5 млн руб.

Споры о том, правильно или нет депутаты рассчитали штрафы, продолжаются. Исполнительный директор Союза независимых сетей России Александр Мальчевский считает, что принятые Госдумой в декабре 2010 г. поправки в КоАП создают угрозу для работы мелких региональных ритейлеров. «Штраф 5 млн руб. для сети с годовым оборотом 15–50 млн руб. означает закрытие бизнеса, а для игроков с оборотом в десятки и сотни миллиардов рублей – это несущественная сумма», – говорит он.

Так или иначе, считает председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров, торопиться с поправками в закон о торговле и связанные с ним документы не стоит, потому что «закон должен постоять хотя бы года полтора». Минпромторг также считает, что торопиться с поправками не стоит. Так что второй раунд битвы за закон только начался.