В целом: Миссия не ясна

Авторы закона о торговле мечтали открыть двери в большую торговлю мелким производителям молока и хлеба, которым вход был заказан из-за высокой цены билета в федеральные торговые сети. Но первый законодательный опыт в этой сфере оценивается неоднозначно. Фермерское молоко так и не попало на полки гипермаркетов, цены на продукты не снизились, а торговцы хоть и сохранили прибыль, но оказались в тисках нелогичных, по их мнению, и спорных ограничений.
С. Николаев

СЕТЕВЫЕ ХРОНИКИ. КАК ПРИНИМАЛСЯ ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ

Сентябрь 2006 г.. Тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, который ранеевходил в руководство агропромкомбината «Москва», предлагает президенту Владимиру Путину принять специальный закон для ограничения монополизма розничных сетей и защиты сельхозпроизводителей.

Регуляторный карт-бланш сделал торговлю одним из наиболее успешных секторов экономики, одним из лидеров среди отраслей по темпам роста. Динамика сектора в докризисные годы превышала 25% в год. По данным McKinsey, по среднегодовому росту розничного товарооборота в период 2002–2007 гг. Россия вышла в мировые лидеры, превзойдя Японию в 13 раз, Китай – в два раза, Бразилию – в полтора.

К концу первого десятилетия нового века розничная торговля во всех ее многоликих проявлениях – от огромных гипермаркетов до деревенских автолавок и разъездных ярмарок – стала гигантским сектором отечественной экономики. По данным Росстата, его оборот в январе-ноябре 2010 г. увеличился на 4,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 14,67 трлн руб. В то же время объем выпуска, например, сельскохозяйственной продукции составил 2,29 трлн руб., строительства – 3,56 трлн руб.

Вклад отрасли в валовой внутренний продукт приближается к 20% и делает ее одним из крупнейших налогоплательщиков, отмечал директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов на конференции «Ритейл в России», организованной газетой «Ведомости» 9 декабря 2010 г.

Объем российского ВВП, по подсчетам Росстата, за 9 месяцев достиг 32,4 трлн руб., оборот розничной торговли за тот же период – 11,75 трлн руб., вклад розничного сектора в ВВП – 5,34 млрд руб., или 19,2%. Вклад добычи полезных ископаемых за тот же период – 10,9%, обрабатывающих производств – 17% (подробнее см. инфографику на стр. 7).

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

То, что торговля – такой крупный и динамичный сектор экономики – не имеет основополагающего отраслевого закона, начало беспокоить чиновников и законодателей, когда стало очевидно, что преуспевающие ритейлеры получают надежные экономические рычаги для давления на поставщиков продовольствия и что с усилением крупных игроков давление начинает расти.

В сентябре 2006 г. занимавший тогда пост министра сельского хозяйства Алексей Гордеев написал Владимиру Путину (в то время – президенту) письмо с предложением разработать специальный закон для ограничения монополизма розничных сетей и защиты сельхозпроизводителей. Особенно его возмущали «безумные деньги», которые производители отдают за право быть представленными на полках крупных магазинов. В ответ на просьбу главы Минсельхоза Путин поручил Минэкономразвития заняться подготовкой проекта вместе с другими заинтересованными ведомствами.

Через полгода ФАС уже сформулировала предложения для готовящегося документа – установить порог доминирования для розничной сети в рамках регионального рынка на уровне до 5–10% (в отличие от прописанных в законе о конкуренции 35%). Кроме того, предложила признать незаконными входные бонусы, плату за место на полке и расширение ассортимента, а также другие маркетинговые сборы сетей.

Еще через полгода, в октябре 2007 г., Минэкономразвития внесло в правительство проект концепции закона о торговле. В него вошло предложение ФАС об установлении индивидуального и коллективного порогов доминирования. Индивидуальный порог доминирования ФАС предложила установить 15% в рамках муниципалитета для продовольственных товаров и 15% в рамках региона для непродовольственных. Коллективный порог доминирования – на уровне 20% для трех компаний в регионе (50% в других отраслях) и 30% для пяти торговых сетей (75% в других отраслях). Позднее ФАС отказалась от предложений по коллективному порогу, объяснив, что жесткое регулирование подходит для более стабильных отраслей, чем торговля.

Весной 2008 г. проект закона у Минэкономразвития был уже готов. По настоянию Минсельхоза в нем оставлялась возможность государственного регулирования цен на продукты – правительству давалось право на срок до 180 дней устанавливать предельные цены и наценки на социально значимые продукты. Первоначальное предложение Минсельхоза по тотальному контролю цен Минэкономразвития сгладил: в проекте речь шла о регулировании наценок в доминирующих сетях, т.е. с долей свыше 15%.

В июле эстафету по разработке документа принял Минпромторг, поставив крест на двухлетней работе других министерств над законом. Было объявлено, что проект потерял актуальность и что ограничения конкуренции, и уж тем более цен, отрасли не нужны. Зампред правительства Игорь Шувалов пообещал, что законопроект будет полностью переписан, потому что в существующем виде ограничивает развитие сетей, а должен – способствовать. Спустя три месяца новый проект был готов и стал приятной новостью для торговцев – в нем не было прежних ограничений для сетей.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ИСПУГ

Однако проекту было суждено пылиться почти год – до тех пор пока в конце июня 2009 г. Владимир Путин не решил продолжить заседание по подготовке проекта закона о государственном регулировании торговли в России в одном из столичных супермаркетов сети «Перекресток». Стоя с таблицами в руках около прилавка, премьер пришел в ужас от наценки на свинину, которая при закупке стоила 160 руб./кг, а на полку выкладывалась уже по 335 руб./кг. Он велел закончить работу над законом за 10 дней и учесть предложения из альтернативного законопроекта «Единой России». Единороссы незадолго до этого написали свой проект, напоминающий первый вариант Минсельхоза от 2006 г. В нем устанавливался порог доминирования в 25%, жесткие сроки оплаты поставок и госрегулирование предельной наценки на товары, запрещалась продажа товаров со скидкой. Проект давал право правительству вводить максимальную цену на социально значимые товары на три месяца, если за последний месяц цены на них вырастут больше чем на 30%.

В июле 2009 г. законопроект поступил в Госдуму и принимался в ожесточенных спорах среди депутатов, ритейлеров и чиновников различных ведомств. «Закон о торговле не случайно писался так долго, подробно и тяжело. …До сих пор до конца не понятно, какую задачу он должен решать. Мне кажется, что в этой сфере мы пока еще не созрели для того, чтобы подготовить эффективный закон, если такой написать вообще возможно», – говорил тогда генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.

Во втором чтении розничному лобби удалось смягчить жесткие ограничения по расчетам за поставки – с 10 дней до срока в зависимости от срока годности товара, а также пересмотреть определение розничной сети и добиться полугодовой отсрочки перехода на новые правила работы.

В декабре 2009 г. закон был принят, и ритейлеры, называвшие его губительным для отрасли, сошлись в том, что кардинальных изменений он не принесет. Запрет на открытие новых магазинов при достижении 25%-ной доли на рынке нуждался в качественной методике расчета объемов муниципальных рынков, а запрет на бонусы сети планировали обходить, просто требуя с поставщиков более низкую цену.

Среди участников 5-й ежегодной конференции «Ведомостей» «Ритейл в России», состоявшейся в декабре 2009 г., был проведен опрос на тему: «Кто выиграет от принятия закона?». Больше всего (34,2%) ответивших считали, что «никто», 28,8% проголосовали за вариант «чиновники-регуляторы». Остальные потенциальные победители – сельхозпроизводители, крупные или мелкие сети, покупатели, иностранные поставщики – набрали от 3,4% до 8,2% голосов.

ЗАКОН В ДЕЙСТВИИ

Первого февраля 2010 г. закон о торговле вступил в силу, через полгода, в августе, закончилась отсрочка по переходу на новые правила построения взаимоотношений сетей с поставщиками. «Негативных последствий принятия закона на отрасль не выявлено», – заверил Олег Сазанов из Минпромторга 9 декабря 2010 г. на VI ежегодной конференции «Ведомостей» «Ритейл в России». «Принятый закон оказывает позитивное влияние на формирование в стране конкурентной среды, а это, безусловно, основа развития нашей отрасли, основа экономического роста, продвижения решений, вопросов создания дополнительных рабочих мест», – поддержал его начальник департамента торговли и услуг правительства Москвы Михаил Орлов.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров убежден, что поставщики выиграли как минимум в сроках оплаты поставок. После введения закона банки получили возможность шире использовать услуги факторинга, но сети препятствуют этому, боясь получить противовес в лице банка, который в отличие от мелкого поставщика может вести диалог с ритейлером на равных, отметил он.

«Все стали осторожнее, – говорит топ-менеджер одной из сибирских сетей. – А в остальном мало что поменялось. Поставщики приходят и говорят: «Не переживайте, мы сколько платили, столько и будем платить, только давайте придумаем, как это сделать».

Раньше ритейлеры оговаривали стоимость своих услуг еще в основном договоре с поставщиком и тарифицировали их как процент от продаж товара этого контрагента. Сейчас на смену этой схеме пришли раздельные договоры: на поставку и дополнительные услуги – маркетинговые, рекламные и логистические. В целом такая организация отношений не противоречит закону, но контролирующие органы требуют от торговцев и поставщиков четкого разделения услуг.

Например, летом 2010 г. ФАС в ходе расследования громкого хлебного дела выяснила, что рекламные услуги сетей «Ашан» и «Атак» обходились хлебопекам в 1–4% от объема поставок. Но ФАС возмутило не это, а тот факт, что перечень, количество и сроки предоставления услуг исполнитель определяет сам и не указывает их ни в договорах, ни в актах сдачи-приемки работ.

Принуждать поставщиков к заключению дополнительных соглашений ритейлеры по закону не имеют права. Но выбор у поставщика небольшой: либо платить за продвижение своего товара, либо рисковать, что останешься без контракта. Производители и не отрицают, что готовы доплачивать за услуги продавцов. «У крупных сетей развитая система логистики, и нам гораздо проще завезти товар на их распределительный центр и доплатить за логистические услуги, чем самостоятельно развозить товар по магазинам», – говорит менеджер по продажам одного из крупнейших производителей молока, просивший не называть его имени.

ДЕЛО В ЦЕНЕ

Пункт закона, позволяющий правительству регулировать цены на резко подорожавшие социально значимые товары, и до его принятия вызывал споры, а когда дело дошло до его применения, температура противостояния приблизилась к точке кипения.

В сентябре 2010 г. замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов сообщил, что министерство считает целесообразным ввести в российских регионах предельные цены на ряд продовольственных продуктов. За предыдущий месяц в 42 регионах страны более чем на 30% подорожала гречка, мука – в пять раз, соль – в два. Одновременно помощник президента Аркадий Дворкович предупредил, что «установление предельных уровней цен может привести к исчезновению товаров с полок».

После длившегося почти месяц противостояния противники госрегулирования цен взяли верх. 24 сентября правительственная рабочая группа по реализации закона о торговле под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова решила не вводить предельные цены на сильнее всего подорожавшие социально значимые продукты питания. «Механизм регулирования цен, который заложен в законе, не предназначен для решения системных проблем в товаропроводящей цепи. И регулирование цен может спровоцировать дефицит товаров на полках магазинов и дестимулировать производителей и поставщиков товара», – сказал позднее директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко.

НЕДЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ

Не заработала и другая ключевая норма закона – о сроках оплаты товара. По закону скоропортящийся товар должен оплачиваться не позднее чем через 10 дней с момента поставки, со сроком годности до месяца – не позднее чем через 30 дней, остальной товар – не позднее 45 дней.

Но сети платят значительно позже. По данным ФАС, летом производители хлеба получали деньги за свой товар в среднем через полтора месяца после поставки. Хлебокомбинат «Пеко» – через 52 дня после получения товара, хлебокомбинат «Коломенское» – через 49–63 дня, Вязниковский хлебокомбинат – через 11–171 день. Происходит это на вполне законных основаниях – ритейлеры ведут отсчет с момента получения всех документов по товару, заполненных надлежащим образом, объяснил сотрудник российского офиса сети «Ашан».

Эта норма увеличила издержки торговцев. X5 Retail Group в 2010 г. привлекла более $100 млн дополнительных кредитных средств, чтобы обеспечить своевременную оплату товара, указывает гендиректор Х5 Лев Хасис. И расходы по обслуживанию этих кредитов в конечном итоге будут заложены в цену товара на полке, добавляет он.

В РЕГИОНАХ БЕЗ ПЕРЕМЕН

С антимонопольной статьей закона о торговле, которая запрещает сетям, занимающим более 25% муниципального рынка, открывать новые магазины, пришлось столкнуться всерьез только X5, когда она покупала конкурирующую сеть «Копейка». ФАС, одобрив в целом сделку по покупке почти 660 магазинов, обязала Х5 избавиться от 24 супермаркетов «Копейка» в семи городах Подмосковья, Самарской и Нижегородской областей. Но совладелец «Магнита» Сергей Галицкий все равно считает эту норму «запретом на профессию». «Магнит» открывает магазины в населенных пунктах с численностью от 5 000 человек, конкурируя с единичными несетевыми магазинами.

«Реально эта мера не работает. В Татарстане, например, крупная местная сеть «Эссен» открывает магазин в небольшом населенном пункте, закрываются 10 мелких торговцев. Компания занимает явно больше 25% рынка в муниципальном образовании, но ФАС не реагирует даже на прямые запросы местных предпринимателей», – жалуется сотрудник одного из местных ритейлеров.

ФАС!

Розничные торговцы и чиновники с изменившимися правилами еще не свыклись и продолжают давить на поставщиков и требовать запрещенных бонусов, считает замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. В ноябре 2010 г. антимонопольная служба провела 91 проверку, проанализировала более 2 400 договоров и нашла 615 нарушений. Из них 304 – по ст. 9 закона о торговле, которая запрещает бонусы и оговаривает сроки оплаты товара. Чуть более 300 нарушений касались ст. 13 закона, формулирующей антимонопольные положения, например запрет на навязывание контрагенту условий, ограничивающих конкуренцию. Два случая, по словам Кашеварова, – это нарушения ст. 15, запрещающей чиновникам давить на сети и препятствовать их развитию.

У ритейлеров к ФАС тоже есть претензии. Сергей Галицкий упрекает службу в том, что она придирается по мелочам. «Поставщик яиц пишет нам, что поднимает цены, потому что все на рынке поднимают цены. ФАС говорит – сговор. А это просто переписка категорийных менеджеров», – уверен он. «У нас коммерческие организации, свободные взаимоотношения с поставщиками. Мы имеем право друг другу говорить то, что мы считаем нужным. А сейчас получается, что мы должны поставщиков сдавать, они должны сдавать нас. Дальше рисуем на стене 1937 год, и поднимается портрет известного всем человека, который с усами», – расстраивается создатель сети «Магнит».

Глава X5 Лев Хасис говорит, что закон – понятийный и регуляторы трактуют его нормы довольно эксцентрично. Например, в Татарстане ФАС обвинила сети в сговоре только на том основании, что их типовые договоры очень похожи, а в Петербурге – решила, что мониторинг цен конкурентов для определения цен в «Пятерочках» является ценовым сговором.

Галицкий приводит другой пример: «На два магазина сети в Набережных Челнах были заведены антимонопольные дела по факту сговора в поддержании цен на гречку. Два магазина в городе с населением в 500 000 человек. В сети к концу 2010 г. будет 4 000 магазинов, два из них получили команду поучаствовать в сговоре на гречку? Это было бы смешно, если бы мы не набрали кучу людей, которые всем этим занимаются», – сокрушается Галицкий.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

«Ошибок в законе много, и вообще ошибок, потому что мы находимся в детском возрасте», – признает председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров.

И работа над ошибками началась почти с самого момента вступления закона в силу. Пакет поправок с послаблениями в нормах, ограничивающих маркетинговые платежи и сборы с поставщиков, подготовили сами ритейлеры, которые объединились с поставщиками в координационный совет. Есть предложения по поправкам и у антимонопольной службы, и у правительства, и у депутатов, лоббирующих интересы сельхозпроизводителей.

«Закон отражает те представления, которые доминируют в обществе, – считает Александр Пироженко. – Бурное развитие торговли, которая сейчас стала конкурентной на мировом уровне, столкнулось с достаточно инертными представлениями в обществе, в среде государственных служащих».

Федоров призывает законотворцев принимать более взвешенные решения и не спешить с поправками. «Закон должен постоять хотя бы года полтора, и тогда мы можем выходить на второй пакет. Уверен, что это будет не последний пакет. Будут и третий, и четвертый. И по сути, мы через десять лет не узнаем отрасль. Но гарантирую, что здесь прибыль будет больше, чем в Европе», – убежден депутат. Однако споры о том, как закону следует работать и регулировать отрасль, до сих пор ведутся.