Действующие лица: Не было бы счастья, да несчастье помогло?

То, что закон о регулировании торговой деятельности появился из-за невозможности или нежелания заинтересованных сторон договориться, уже ни для кого не секрет. И хотелось бы, чтобы начавшийся и пока еще хрупкий процесс поиска компромисса не был надломлен скепсисом и упрямством участников рынка, помноженным на привычку к российскому авось. Возможно, не все еще осознали новую реальность, ведь после вступления в силу закона о торговле штрафные санкции утверждены не были и в первом чтении были приняты лишь в конце первого подзаконного года. На данный момент максимальная сумма штрафа уже может составить 5 млн руб., причем закон «обоюдоострый» и в случае его нарушения будет бить по обеим виновным сторонам, так что мало не покажется никому. Также до сих пор существует опасность, что в жизнь воплотится идея оборотных штрафов. В таком случае окажется прав руководитель сети «Магнит» Сергей Галицкий, в сердцах бросивший на конференции «Ведомостей», что тогда всем захочется воем выть, и сетям, и их поставщикам.

P-Holding Group

управляющая компания. Основатель и совладелец – Максим Протасов. Финансовые показатели не раскрываются. Активы: консервный холдинг «Помидорпром» (Волгоградский консервный завод, ПК «Сарепта», ТД «Гурман» и проч.), контрольные пакеты предприятий по производству соли – ОАО «Бассоль», ОАО «Илецксоль» и дистрибутора ООО «Руссоль – Северо-Запад».  

Конъюнктура рынка, взбодренного законодательством, заставила производителей не просто объединиться в РусПродСоюз – первое межотраслевое объединение, включающее в себя и национальных производителей и дистрибуторов вне зависимости от региона их деятельности и размера бизнеса, – а начать способствовать консолидации мнений всех заинтересованных сторон. Вместе с другими ведущими российскими ассоциациями мы инициировали создание Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), цели которого – анализ состояния и проблем отрасли, поиск путей ее эффективного развития, выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства для обеспечения продовольственной безопасности страны и поддержания баланса интересов производителей, переработчиков и розничной торговли. Несмотря на юность этого объединения – в январе 2011 г. ему исполнится всего два месяца, – у него уже есть определенные успехи. Оно выявило целый ряд пробелов в законодательстве (причем не только в ФЗ-381), устранение которых значительно облегчит работу участникам рынка.

Так, к примеру, после вступления закона в силу в соответствии с НК РФ поставщики не могут в полном объеме относить выплаты по договорам оказания возмездных услуг по продвижению продовольственных товаров в розничных сетях к расходам, учитываемым в целях налогообложения. А количество таких договоров после принятия закона о торговле возросло кратно. Данная практика привела к увеличению фактических издержек поставщиков, так как расходы, превышающие норму, которую ИФНС оценивают как экономически оправданную, оплачиваются за счет прибыли, следовательно, или серьезно ухудшают финансовый результат поставщика, или закладываются в цену поставки. В то же самое время очевидно, что такие выплаты являются составной частью себестоимости товара: недостаточно товар произвести и положить на складе, сам по себе дорогу к потребителю он не найдет. Таким образом, необходимо добиться, чтобы поставщики могли списывать на себестоимость все подобные выплаты по договорам оказания услуг по продвижению продовольственных товаров. Такая поправка поддержит производителя не только на уровне лозунгов, но и в реальной жизни.

Или другая сторона «баррикад»: закон справедливо запретил ритейлерам компенсировать за счет поставщика потери товара после его получения. Однако расходы по компенсации таких потерь выплачиваются теперь уже из чистой прибыли ритейлера, что несправедливо. База расходов, которую и поставщики, и ритейлеры смогли бы отнести на себестоимость, должна быть расширена, в том числе корректно разрешить ритейлу отнесение списания на издержки. В этом смысле необходимо внести изменения в НК РФ в части отнесения к расходам торговых организаций при определении налогооблагаемой базы затрат, связанных с возмещением товарных потерь.

Эти проблемы нашли понимание у ФАС на экспертном совете при ФАС по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. Андрей Борисович Кашеваров, заместитель руководителя службы, подтвердил, что будущее у этих поправок есть, и согласился провести специальное совместное совещание с Минфином.

Еще одна тема, горячо сейчас обсуждаемая, – законодательное урегулирование прав и обязанностей дистрибуторских и логистических компаний или, напротив, выведение этой категории участников рынка из-под действия закона. Проблема в том, что осознанно или неосознанно, но в действующей версии закона дистрибуторский договор в соответствии со ст. 9 подпадает под неоправданное смешение с договором поставки, в то время как это разные правовые инструменты, предназначенные для решения разных экономических задач. Ритейлера свели в одной статье с дистрибутором и применили к ним одинаковые требования. Но по договору поставки поставщик обязуется передать конкретный товар в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить этот товар, в то время как по дистрибуторскому договору поставщик обязуется (продавать) поставлять другой стороне на постоянной основе товар, а покупатель (дистрибутор) обязуется покупать его у поставщика и продвигать дальше на определенной территории и на определенных условиях. То есть дистрибуторский договор – это рамочный договор, во исполнение которого заключаются дальнейшие самостоятельные договоры поставки и договоры перепродажи товара. Ограничения закона о торговле противоречат экономической сути обычных отношений между производителем товаров и дистрибуторами. Согласованное предложение, к которому склоняются участники МЭС, таково: рекомендовать исключить отношения в области дистрибуции из сферы регулирования ст. 9 закона о торговле. Например, в ст. 9 закона предлагается заменить слова «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность» на слова «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации розничной торговли».

Новые реалии получили противоречивые отзывы в сообществе. А актуальная и живая, представительная и многоликая конференция «Ведомостей» «Ритейл в России: игра по новым правилам» не только вызвала первых лиц отрасли и регуляторов на откровенный разговор «без купюр», но и поставила нас всех перед необходимостью дать прямые ответы на самые неудобные вопросы, выявила первоочередные задачи для дальнейшей проработки. Уверен, что при таком подходе многие «перегибы на местах» скоро перестанут быть реалиями сегодняшнего дня и станут историей, и надеюсь, что поставленные ребром вопросы не дадут профессиональному сообществу возможности увильнуть от их разрешения.