Игроки: Нужна своя ассоциация

В 2010 г., согласно прогнозу Data Insight, оборот российского рынка онлайн-торговли достигнет $8 млрд. Темпы роста оборотов крупных игроков достигают 40–50%.

Оборот.ру

основной вид деятельности – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Финансовые показатели не раскрываются. Учредитель (данные ЕГРЮЛ) – Павел Коротов.

В сети интернет продаются товары трех групп: физические (материальные) и электронные (скачиваемые) продукты, а также товары-услуги (к которым относятся подарочные сертификаты, e-ticket и т.д.). Вторую и третью группы можно объединить в одну – электронные товары.

Основную долю российского рынка этой группы занимает e-ticket (по данным J’son & Partners Consulting, в 2009 г. только через сайты авиакомпаний было продано 4 млн электронных билетов). Среднегодовые темпы роста в сегменте e-ticket достигают 100%, но высокий уровень конкуренции и низкая маржинальность продукта не позволяют считать e-ticket идеальным товаром для интернет-торговли.

Наибольшую долю в обороте рынка обеспечивают физические товары. По данным «ГфК-Русь», основной объем продаж в этом сегменте приходится на бытовую технику и электронику. На втором месте – книги, CD и DVD.

По оценке «Оборот.ру», более 60% крупных и средних интернет-магазинов принадлежат оффлайновым торговым сетям, а рынок электронной торговли физическими товарами является не более «серым», чем традиционная оффлайновая розница.

Но доля интернет-магазинов, реализующих нишевые товары по ценам ниже рыночных, высока. По затратам и доходам открытие онлайн-магазина сопоставимо с открытием оффлайновой торговой точки, но в интернете завести торговую точку проще, чем и вызвана ситуация с конкуренцией.

Российский рынок электронной торговли будет и дальше расти главным образом за счет:

1. Появления новых товарных категорий, например таких потенциально привлекательных, как одежда и продукты питания.

2. Насыщения региональных рынков онлайн-продаж.

3. Использования эффекта синергии (за счет слияния интернет-магазина, call-центра и оффлайновых магазинов), внедрения альтернативных каналов продаж (например, мобильной коммерции), расширения спектра способов оплаты – добавит несколько процентов к обороту интернет-торговцев.

Но в сегменте розничной онлайн-торговли в РФ существует ряд проблем, которые следует решать сообща. Эти проблемы связаны с плохой логистикой, платежами, законодательством, недоверием потребителей и ценовой конкуренцией. Участники различных направлений российской розницы объединяются в профильные ассоциации (НАДТ, РАТЭК, АКОРТ, РАЭК). Часть этих ассоциаций имеет комитеты по вопросам интернет-торговли, но единой профильной ассоциации для участников рынка электронной торговли в России нет. Конечно, онлайн-ритейлеры могут вступать в «соседние» ассоциации, но у разных участников рынка «соседи» разные, а общая деятельность может быть недостаточно эффективной. Участникам рынка нужно создать свою ассоциацию. Ее основные задачи: популяризация онлайн-торговли и преодоление недоверия потребителей, решение проблем недобросовестной конкуренции (в партнерстве с рядом отраслевых ассоциаций) и работа над улучшением профильного законодательства.