Действующие лица: Практики применения закона пока мало

Что будет к 2015 году

Ожидаемые результаты реализации стратегии развития торговли в России:. вклад в ВВП: 20,2–20,8%; оборот оптовой и розничной торговли: 80,1–84,2 трлн руб.; оборот розничной торговли на душу населения: 190 000–196 000 руб. на человека; занятость: от 12 до 13 млн чел.; налоговые поступления: 1,3–1,4 трлн руб.; производительность розничной торговли: 2,8–3,1 млн руб. на занятого; доля современных форматов в торговле: 50–55%; заработная плата: 25 100–27 600 руб. на человека в месяц; инвестиции в основной капитал 730–800 млрд руб.; обеспеченность современными торговыми площадями по реализации продовольственных товаров: 109–139 кв. м на одну тысячу человек.

Последние годы торговая отрасль – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, которая опережает по темпам роста многие другие. Однако из-за экономического кризиса рост оборота внутренней торговли с ноября 2008 г. замедлился, а уже в феврале 2009 г. показал отрицательные показатели развития. В 2010 г. наметились положительные тенденции в экономике страны и начал расти оборот розничной торговли. По итогам января-ноября 2010 г. он составил 14 671,4 млрд руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 4,5% по отношению к соответствующему периоду 2009 г.

Торговля занимает лидирующие позиции и по вкладу в российский ВВП. Доля торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике России, по итогам января-сентября 2010 г. составила 19,2% (5364,5 млрд руб.). Этот сектор экономики обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет РФ (в первом полугодии 2010 г. налоговые поступления от торговой отрасли в бюджет страны составили 355 млрд руб.).

По состоянию на 1 января 2010 г. в торговой отрасли действовало более 2 млн хозяйствующих субъектов, в том числе в оптовой торговле – 560 500 организаций, в розничной – 233 000 организаций и 1 757 000 индивидуальных предпринимателей. В целом индивидуальные предприниматели, занятые в торговой отрасли, составляют 54% от общего числа по всем видам экономической деятельности. Кроме того, в сфере торговли сосредоточена основная доля малых предприятий – по данным на 1 октября 2010 г., в оптовой и розничной торговле было занято 30% от общего числа малых предприятий по всем видам экономической деятельности. Торговая отрасль – лидер по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли составляет около 12 млн человек, или 17,7% от всего занятого населения страны.

В структуре оборота розничной торговли по итогам января-ноября 2010 г. доля непродовольственных товаров – 51,3%, пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – 48,7% (в январе-ноябре 2009 г. – 51,4% и 48,6% соответственно).

В 2010 г. вновь наметилась тенденция динамичного развития торговли вне рынка и замедления продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. Это отразилось на структуре оборота розничной торговли: в ноябре 2010 г. торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 86,8% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки – 13,2%, в то время как в аналогичном периоде 2009 г. – 85,7% и 14,3% соответственно.

В сфере розничной торговли динамично развиваются магазины сетевых форматов. По данным Росстата, в ноябре 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 29,2% оборота розничной торговли торгующих организаций (в ноябре 2009 г. – 28,5%), или 15,2% от общего объема оборота розничной торговли (14,5%).

В 35 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в 10 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в ноябре 2010 г. обеспечили менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций.

В условиях роста потребительских цен крайне важной стала задача развития саморегулирования на потребительском рынке, что нашло отражение в заключении соглашений между производителями сельхозпродукции, переработчиками продовольственных товаров и организациями торговли для поддержания стабильной ситуации на продовольственном рынке. Такая практика способствует повышению доступности товаров, развитию конкуренции и формированию взаимовыгодных договорных условий по всей товаропроводящей цепочке.

Важнейшей задачей торговой отрасли в 2010 г. стала реализация принятого 28 декабря 2009 г. федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (закон о торговле № 381-ФЗ).

За 2010 г. был реализован план мероприятий по реализации закона о торговле. Разработаны и приняты два федеральных закона, пять постановлений правительства, четыре ведомственных приказа. Среди них постановление правительства «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». По данному постановлению все субъекты Российской Федерации разработают свои региональные нормативы минимальной обеспеченности, которые также будут служить критерием оценки эффективности работы региональных властей по развитию торговой отрасли.

Постановление правительства «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» поможет понять процессы, происходящие в отрасли. Эта система будет включать не только статистическую информацию, получаемую от Росстата, от субъектов Российской Федерации, но также и общие данные отдельных аналитических исследований, актуальные изменения отраслевой нормативной базы.

Среди принятых документов необходимо отметить и приказ Минпромторга «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли». Уже сейчас во многих регионах такие программы разработаны. Уверен, что региональные программы станут тактическим инструментом реализации общих положений, которые зафиксированы в проекте стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010–2015 гг. и период до 2020 г., который был направлен на рассмотрение в правительство.

Во время разработки проекта стратегии был проведен анализ состояния отрасли, который показал, что потребительский рынок Российской Федерации находится на стадии быстрого роста – идет активное развитие сетевой торговли и современных форматов торговли. Но по ключевым показателям, например обеспеченность современными торговыми площадями, доля современных форматов в обороте торговли, Россия отстает от развитых странах.

Развитию торговой отрасли мешает в том числе и недостаточно эффективное государственное регулирование отрасли, недостаточно развитая инфраструктура, дефицит кадров, проблемы развития малого бизнеса. Цель, которая стоит перед ней, максимально полно удовлетворить потребности населения в услугах торговли за счет создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, которая позволит снизить издержки и повысить производительность труда в отрасли, а также обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства. И ключевым фактором, сдерживающим влияние на рост розничных цен, остается развитие сетевых форм торговли, особенно форматов дискаунтеров и гипермаркетов.

Целевыми ориентирами должны стать: обеспеченность площадями современных торговых форматов, степень консолидации отрасли, доля дистанционной торговли, оборот малых предприятий, доля современных форматов и уровень развития конкуренции. Мы всегда подчеркивали, что торговля должна развиваться мультиформатно, место на рынке есть всем участникам – как крупным торговым компаниям, так и малому бизнесу, у каждого своя рыночная ниша.

Чтобы достичь целевых показателей проекта, стратегии необходимо решить важнейшие задачи, в том числе повысить эффективность государственного регулирования внутренней торговли, развитие инфраструктуры торговли, особенно в малых и удаленных населенных пунктах, снизить кадровый дефицит, поддержать развития малого и среднего бизнеса, обеспечить необходимый уровень конкуренции. На повестке дня остается и решение такой задачи, как отнесение возникающих в торговле потерь на затраты при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В настоящее время данная задача решена только частично.

Возвращаясь к закону о торговле, необходимо отметить, что практика его правоприменения у нас пока только складывается. К тому же ряд сложных статей в полном объеме заработал только с 1 августа 2010 г. В этом году мониторинг реализации закона о торговле будет продолжен. На основе анализа собранной информации будет проводиться обсуждение и формирование предложений по его совершенствованию. Важно, чтобы дискуссии проходили в конструктивном русле, с участием всех заинтересованных сторон, что позволит принимать решения взвешенно и объективно.