Максим Ноготков: «Наш главный конкурент – фабрика «Гознак»

Кризис в России закончился прошлым летом, когда банки стали активно кредитовать экономику. Осенью к ним решил присоединиться и сотовый ритейлер Максим Ноготков

1995

основатель и генеральный директор ЗАО «Максус»

2004

гендиректор группы компаний «Связной» (в нее преобразован «Максус»)

2008

главный управляющий директор «КИТ финанс» (розничное направление)

2009

советник генерального директора холдинговой компании «КИТ финанс»

2010

стал основным акционером и председателем совета директоров Связного банка

Доступная роскошь от Ноготкова

«Грех было отказаться» – так Ноготков отвечает на вопрос о том, зачем он взялся продвигать ювелирную марку Pandora в России. Лицензию на использование этого международного бренда предприниматель получил в конце 2010 г. «Pandora – это бренд, который в мире сейчас растет со скоростью 100% в год. Компания присутствует в 43 странах, стоит 6 млрд евро, в ближайшие пару лет может стать номером один в ювелирной отрасли», – рассказывает он. Сейчас Pandora занимает третье место по продажам на мировом ювелирном рынке после Tiffany & Co и Bulgari. По мнению Ноготкова, в России есть большой рынок для продукции сегмента affordable luxury (доступная роскошь), которым занимается компания. «C нашей стороны не так много работы, есть полностью готовый концепт и бизнес-модель, полное обучение, маркетинг. Я не трачу много времени на этот проект, развитием занимается отдельная команда во главе с гендиректором Ольгой Еремеевой. Мы уже открыли шесть магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, первая реакция клиентов и результаты продаж вселяют в нас оптимизм», – говорит Ноготков.

ЗАО «Группа компаний «Связной»

Сеть салонов связи. Акционеры – Trellas Enterprises Limited (81,9991%), Patagon Finance (18%, ее владельцы не раскрываются) и Vimpelcom BVI Ltd. (0,0009%). Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 45,7 млрд руб., чистая прибыль – 200 млн руб. Количество центров мобильной связи «Связной»: 2295 – в России и 67 – в Белоруссии.

ЗАО «Связной банк»

универсальный банк. Финансовые показатели (данные «Интерфакс-ЦЭА»): Активы на 31 декабря 2010 г. – 11,77 млрд руб. (182-е место в рейтинге). Собственный капитал на 31 декабря 2010 г. – 2,11 млрд руб. (155-е место). Нераспределенная прибыль за 2010 г. – 234,9 млн руб. (114-е место).

200-КРАТНЫЙ РОСТ ЗА 13 ЛЕТ

Первый миллион долларов Максим Ноготков заработал в 20 лет, торгуя калькуляторами, радиотелефонами, плейерами и наушниками. В 2010 г. журнал «Финанс» оценивал личное состояние 33-летнего предпринимателя в $200 млн. «Мне нравится ставить цели, которые позволяют развиваться. Сегодня задача по успешному развитию банка кажется мне интересной», – говорит Ноготков.

В октябре 2010 г. основатель группы компаний «Связной» Максим Ноготков объявил о запуске финансового проекта: на базе кэптивного Промторгбанка он взялся построить розничный Связной банк. В интервью «Ведомостям» он обещает, что зависимость нового банка от сети салонов связи «Связной» будет минимальной – не выше 10%. Но для финансирования его развития Ноготков со следующего года снизит свою долю в ГК «Связной».

– В каком состоянии вам достался Промторгбанк? Вы проверяли, нет ли там скелетов в шкафу?

– Мы проводили due diligence с помощью одной из компаний «большой четверки», также мы договорились о гарантиях по всему кредитному портфелю. За прошедший год скелетов не обнаружилось, более того, часть резервов, созданных во время кризиса, удалось восстановить.

– Почему вообще ваш выбор пал на Промторгбанк?

– До кризиса у нас было два партнерства с банками – «КИТ финанс» и GE Money Bank. Эти проекты успешно развивались, но наступил сентябрь 2008 г. Оба банка оказались в сложной ситуации, оба банка отложили свое участие в нашем партнерстве до апреля 2009 г. Мы были не готовы ждать и с февраля 2009 г. начали искать других партнеров. Решили, что нам необходим полный контроль, чтобы больше в такие ситуации не попадать. В это время мы взяли на работу Михаила Кима, который работал в группе ОМЗ, на позицию директора по стратегии и инвестициям. Он познакомил меня с акционерами Промторгбанка. Мне понравились люди и понравился банк. В кризис найти банк подобного размера, у которого бы лежало 3 млрд руб. на счетах и был бы неиспользованный лимит от ЦБ на 2,7 млрд, было непросто.

– А то, что банк кэптивный, зависимый от ОМЗ, вас не смущало?

– По состоянию на 2009 г. у него не осталось большой зависимости от ОМЗ после продажи акционерами основных активов этой группы. У банка более 2000 корпоративных клиентов разного профиля, в том числе, например, рестораны и розничные компании.

– Чем Связной банк будет отличаться от 960 других российских банков? Что будет его преимуществом?

– Мы хотим сделать лучший расчетный банк в стране. Для нас важно, чтобы ежедневные платежи (переводы, оплата услуг, расчеты в торговле) стали по-настоящему удобными. Мы уверены в том, что в России есть огромный нереализованный потенциал для более удобных, чем наличные деньги, способов оплаты. Нашей целью и преимуществом станет лидерство в использовании карт.

– Вы считали, какие должны быть обороты по этим картам, чтобы вы могли стать лидерами и зарабатывать на этом?

– Конечно, мы изучали этот вопрос. По последней статистике международных платежных систем, объем операций по картам в торговом эквайринге составляет около $30 млрд в год. При этом оборот розничной торговли в России, по грубым оценкам, – $500 млрд в год. Получается, что банковские карты используются в торговле где-то на 5–7% от оборота. Крупнейший банк страны сегодня занимает около 20% этого рынка. Чтобы стать лидером, мы должны успевать за ростом рынка и занять на нем долю не менее 20%. Сегодня это означает не менее $6 млрд оборота по картам в год.

Если по одной нашей карте будет проходить операций в торговом эквайринге хотя бы на $1000 в год, значит, мы должны иметь 6 млн активных карт. Если одна карта будет делать операций на $500, значит, нам нужно 12 млн карт. База лояльных к бренду клиентов – потенциальных обладателей карты Связного банка – у нас есть: сейчас бонусная программа «Связной-клуб» является одной из крупнейших в России, в ней состоят 13 млн человек.

– Кто из существующих игроков для вас сейчас самый серьезный конкурент?

– Для нас основной конкурент – фабрика «Гознак». Наличные деньги занимают 95% торгового оборота – значит, они и являются нашим основным конкурентом.

– «Связной» 15 лет занимался сотовым ритейлом, и тут вы выходите на новый рынок и говорите – я буду конкурировать с наличным оборотом. Другие банки, думаете, не пытались этого делать?

– Я считаю, что именно сейчас развитие технологий позволит это сделать. За последние несколько лет произошел ряд серьезных изменений. Очень быстро развивается мобильный доступ в интернет. Уже сейчас в России 130 млн мобильных устройств, из них больше половины имеют доступ в интернет. И с каждым годом эта цифра растет на 30–35%. Новые мобильные устройства становятся очень удобным средством управления деньгами. У них большой дисплей, удобный интерфейс, и цена устройств, например, на платформе Android начинается с 7000 руб. Если учитывать скорость снижения цен на мобильные устройства этого класса на 50% в год, они очень скоро станут массовыми. По прогнозам аналитиков, в 2013 г. около 25% мобильных устройств в мире будут иметь встроенный чип для бесконтактных платежей, что откроет новые возможности использования мобильного телефона как платежного инструмента.

Перед другими банками у нас будет ряд преимуществ, основными из которых являются лидирующая позиция ГК «Связной» на рынке мобильных телефонов и существенная доля рынка наличных платежей за сотовую связь и другие услуги. Мы сможем предложить нашим клиентам более полное решение, чем классические банки.

– Но почему вы думаете, что они захотят пользоваться вашей картой чаще, чем другими банковскими картами?

– По моему мнению, наша карта – лучшее из того, что сегодня есть на российском рынке. Первое – она универсальная, объединяет в себе функции дебетовой и кредитной. Второе – если вы храните на этой карте деньги, вам начисляется 10% годовых на остаток. Третье – вы можете бесплатно пополнить ее во всех торговых точках и терминалах «Связного». Снять деньги с нее тоже можно бесплатно – в 60 000 банкоматов страны, в любом банкомате любого банка без комиссии. Любой платеж в торговле с ее использованием приносит клиенту от 1% в виде бонусов нашей программы лояльности «Связной-клуб» – т. е. уже сегодня платежи по нашей карте выгоднее, чем использование наличных денег. Почти все переводы и платежи с этой карты также бесплатны. Кстати, мы всегда в отличие от многих банков и сетей терминалов оплаты принимали наличные платежи в сети «Связной» без комиссии.

– Получается, вы из своего кармана будете платить банкам за то, что ваши клиенты получают возможность бесплатно снимать деньги в любом банкомате и осуществлять другие операции? Сколько вы закладываете на эти расходы?

– Каждое снятие стоит для нас 35 руб. Это существенные расходы в нашей бизнес-модели, но мы рассчитываем на их снижение по мере увеличения использования наших карт в торговле. Кроме того, нам многие провайдеры сами платят комиссию – в этом смысле, предоставляя бесплатные услуги клиентам, мы все равно зарабатываем. Операторы сотовой связи, например, платят сети «Связной» около 2% за то, что мы принимаем платежи за мобильную связь.

– Вы упомянули некий аналог кэш-бэка, баллы программы «Связной-клуб». Что клиент сможет получить за эти баллы?

– Баллы – это те же деньги. Вы купили что-нибудь в любом магазине, 1% от этой покупки вернется к вам в виде баллов. Эти баллы вы можете потратить либо в сети «Связной», либо у наших партнеров, их более 50. Это крупные федеральные компании – «Ригла», «Старик Хоттабыч», «Шоколадница», Intersport, «Озон». По некоторым бонусным кобрендовым программам вы можете потратить баллы только на призы. У нас вы можете потратить баллы, оплатив покупку в сети «Связной» или у наших партнеров.

– Сколько держателей карты «Связной-клуб» накапливают баллы, активно участвуют в таких программах?

– Около 40% держателей карт участвуют активно. Мы надеемся, что с наделением бонусной карты банковским функционалом таких людей станет значительно больше.

– Допустим, вашим клиентам это действительно будет интересно и выгодно. А банк на чем будет зарабатывать?

– Основные доходы мы планируем получать от использования кредитных лимитов. Сегодня наши ставки по карте при наличии 50-дневного grace-периода начинаются от 24% годовых. Мы выдаем карту и принимаем решение по лимиту в течение 30 минут.

– Сколько должен составить кредитный портфель по картам к 2014 г.?

– Мы будем выдавать не только карты, но и другие розничные кредитные продукты. Общий розничный кредитный портфель должен составить около 54 млрд руб.

– Какой сейчас уровень одобрений?

– Около 40%. Из 10 человек банк открывает кредитную линию четырем. Еще какая-то часть людей получит кредит позже, после того как мы убедимся в платежеспособности клиента. Если человек будет активно использовать карту, мы также будем повышать лимит.

– Если вы делаете такой высокотехнологичный банк, зачем вам столько отделений?

– Отделения банкам пока нужны. Они необходимы для того, чтобы мы могли принимать крупные наличные депозиты. Для состоятельных частных и для корпоративных клиентов должно быть удобное, комфортное место, где можно пообщаться с персональным менеджером. Если у вас миллион рублей, наверное, вам приятнее будет внести их на счет в закрытой кассе отделения банка, а не в салоне связи. Кроме этого есть еще сложные сервисы, есть какие-то операции, которые можно делать только в отделениях, – обмен валюты, к примеру. Могут возникать сложные ситуации – человек умер, а наследнику нужно получить деньги с его счета. Отделения во многом будут выполнять сервисную функцию.

– У вас есть преимущество – сеть магазинов, в которых Связной банк мог бы выдавать кредиты на покупку техники. Но сейчас кредиты там выдают другие банки, и они уверяют, что Связной банк не собирается составлять им конкуренцию.

– Да, мы не планируем в ближайшее время заниматься кредитованием покупок в собственной сети.

– Почему? Это повышает ваши риски? Вы не считаете, что между вашими магазинами и банком могла быть синергия?

– Мы стараемся делать то, что, как нам кажется, умеем лучше всех. Да, в магазинах «Связной» люди в 2011 г. купят в кредит технику на 10 млрд руб. Но есть банки, которые давно и успешно этим бизнесом занимаются, у них отработаны технологии, бизнес-процессы. А мы идем в те области, где мы можем сделать что-то новое и интересное. POS-кредитованием мы заниматься не хотим – это занятый сильными игроками рынок, и объемов сети «Связной» для конкуренции на нем недостаточно. Автокредитование и ипотека в нашей стратегии также не предусмотрены из-за отсутствия синергии с нашим основным бизнесом – для этих продуктов нужны другие каналы дистрибуции.

– Какую долю в корпоративном кредитном портфеле банка будет занимать компания «Связной»?

– От нуля до 10% в зависимости от потребности банка. «Связной» сегодня получает очень хорошие условия от крупнейших банков страны, и Связному банку имеет смысл давать ему деньги только в ситуации избыточной ликвидности.

– А фондироваться вы предполагаете за счет привлечения депозитов населения?

– В основном да. Пока каких-то конкретных планов на публичные заимствования нет, но мы такой возможности не исключаем.

– Средствами компании «Связной» родственный банк пользоваться будет?

– Нет. Это разные бизнесы, разные зоны ответственности, и между банком и ГК «Связной» строятся рыночные отношения.

– Сделка по покупке контрольного пакета акций Связного банка будет представлять собой приобретение акций банка холдинговой кипрской компанией Trellas. В результате какая доля в банке будет принадлежать вам, какая – прежним акционерам?

– Мы завершили сделку, компания Trellas является собственником 87% акций банка. Мне в Trellas принадлежит 88%, оставшиеся 12% – бывшим акционерам банка и управляющему партнеру ГК «Связной» Деннису Лудковски. Соответственно, моя доля в банке составляет 76,6%.

– Вы можете назвать бывших совладельцев Промторгбанка, ставших миноритариями Trellas?

– У меня нет их согласия на раскрытие данной информации.

– У Промторгбанка, на базе которого был создан Связной банк, были миноритарии. Вы будете выкупать их доли?

– У банка около 40 миноритарных акционеров, которые вместе владеют приблизительно 13% банка. Мы рассматриваем возможность выкупа их акций, но не ставим перед собой задачи консолидировать 100%. Будем принимать решение в зависимости от цены.

– В результате сделки с Промторгбанком бывшие его владельцы получили долю в ГК «Связной». Какую? Они ее сохранят?

– 100% акций ГК «Связной» принадлежит компании Trellas и ее дочерней структуре. Бывшие владельцы Промторгбанка обладают акциями только этой кипрской холдинговой структуры. По условиям нашего соглашения есть двухлетние обязательства по сохранению данной доли.

– В какую сумму был оценен Промторгбанк?

– Эта оценка не имеет реального смысла, потому что мы объединяем в холдинговую структуру акции банка и акции ГК «Связной». Имеет значение только соотношение между акционерами, а не номинальная оценка.

– Сколько уже проинвестировано в банк?

– Сегодня капитал банка составляет 2,5 млрд руб. Объем запланированных инвестиций – $340 млн на этот и следующий год. В ближайшее время мы проведем допэмиссию на $60 млн.

– Допэмиссию будут выкупать все акционеры – и Trellas, и миноритарии? Готова ли Trellas выкупать большую часть, если остальные откажутся?

– Если других участников не будет, конечно, готова.

– За счет каких средств будет финансироваться допэмиссия и вообще развитие банка?

– У нас есть источники доходов. «Связной» – зарабатывающая компания, в этом году мы планируем получить более 5 млрд руб. EBITDA. В 2012 г. мы уже сами не справимся, и нам, скорее всего, потребуется продать часть акций ГК «Связной». Какую именно, будет зависеть от цены.

– А во сколько вы сейчас оцениваете «Связной»?

– Сейчас он нисколько не стоит, потому что мы его не продаем.

– Вы говорили, что 40% готовы продать?

– Я буду принимать решение, исходя из динамики развития нашего бизнеса. Продам столько акций, сколько необходимо для выполнения группой бизнес-задач.

– А закладывать контрольный пакет под кредиты не планируете?

– Контрольный пакет ГК «Связной» и холдинга я закладывать не планирую и не могу до февраля 2012 г. по условиям соглашения с компанией «Вымпелком».

– А если возникнет необходимость либо заложить контрольный пакет, либо закрыть банк, что вы выберете?

– Буду договариваться и закладывать, конечно, контрольный пакет.

– Не получится ли так, что, увлекшись банковским проектом, вы будете вынуждены пожертвовать розничным бизнесом и его получит какая-нибудь финансовая группа?

– При нормальной ситуации в стране я не вижу таких рисков.

– К концу 2014 г. банк уже будет прибыльным и отобьет инвестиции?

– Да, мы рассчитываем, что оценка стоимости банка к концу 2014 г. даст нам не менее 30% возврата на вложенный капитал.

– Раньше вы говорили, что у ГК «Связной» есть несколько акционеров среди менеджеров, но когда они уходят из компании, то продают свои акции. Акционерами Trellas станут только два совладельца ГК «Связной» – вы и Деннис Лудковски?

– Да, именно так. Еще у нас есть опционная программа, в которой участвуют 80 человек. По опционам обязательства привязаны к работе в компании, а по акциям – нет.

– То есть это денежные опционы?

– Да, опционы у нас в большинстве случаев являются денежным эквивалентом стоимости акций.

– На сколько может снизиться доля Trellas, если менеджеры воспользуются этими опционами?

– Доля Trellas не может измениться, потому что мы выплачиваем деньги. Опционная программа, разработанная Ernst & Young, была запущена в «Связном» летом 2009 г. Программа рассчитана на 3,5 года.

На нее в общей сложности заложены расходы, соответствующие стоимости 4,5% акций компании, но они будут сильно зависеть от результатов. Мы каждый год определяем степень соответствия наших планов и достигнутых результатов, вклад каждого участника в результат компании. Мы сделали некоторое количество выплат и резервов. Но пока денежные начисления незначительны. Это единицы миллионов долларов.

– На банкиров будете распространять подобную программу?

– Да, планируем ее ввести с 2012 г.

– Какие показатели эффективности (KPI) вы планируете установить менеджерам банка – участникам программы?

– Мы определим это, когда будем вводить программу.

– Как вы относитесь к действиям Apple на российском рынке – продажи основных продуктов начинаются с задержкой по сравнению с США и Западной Европой, а планшеты iPad официально разрешено продавать лишь ограниченному числу дилеров?

– Политика Apple в отношении России идет по остаточному принципу по сравнению с США и Западной Европой. Мы надеемся, что эта позиция будет пересмотрена. Но параллельно мы продаем нетбуки и планшеты других производителей. Три года назад iPhone был абсолютной революцией, но уже сейчас остальные производители мобильных устройств догоняют и выпускают очень хорошие продукты.

– В каких сейчас отношениях «Связной» и Apple, которая отказалась продолжать поставки iPhone 4 из-за досрочного начала продаж?

– Apple никогда не отказывала нам в поставках. У нас возникли некоторые недоразумения с сотовыми операторами, но в начале декабря мы с ними договорились и успешно продаем iPhone 4 и другую продукцию этой компании.

– Как вы оцениваете банковский рынок и рынок сотовых услуг в России?

– Банковский рынок растущий, мы видим там большие перспективы. Депозиты в прошлом году выросли на 30%, а в этом году эксперты прогнозируют рост на уровне 21–22%.

Сотовый бизнес, в принципе, по количеству sim-карт не падал, а, наоборот, вырос. В кризис люди начали даже более активно менять sim-карты. Плюс активно растет рынок модемов. Если в 2009 г. было продано более 3 млн модемов, то в 2010 г. – уже более 5,5 млн. В 2011 г. тенденция роста этого сегмента рынка сохранится, будет продано 7–8 млн модемов. Появляются новые устройства – GPS, электронные книги, планшеты, требующие мобильного доступа в интернет. Выручка от передачи данных уже в этом году составит до 25% доходов операторов. Рынок сотовых телефонов в 2010 г. вырос на 26% в штуках и продолжит расти в этом. По мобильному бизнесу мы смотрим вперед однозначно оптимистично и планируем открыть в 2011 г. 500 новых магазинов.

– А когда появился оптимизм?

– Он у нас не исчезал. Нам вообще с кризисами везет, так получается исторически. Мы в это время какую-то новую тему находим и начинаем развивать. В 1998 г. мы начали дистрибуцию радиотелефонов стандарта DECT, например. А в этот кризис нам помогло несколько вещей: во-первых, нам удалось увеличить долю рынка за счет компаний, которые с рынка ушли, и наша доля выросла с 16 до 25%. Во-вторых, мы договорились с компанией МТС о партнерстве в рамках развития розничной сети МТС. В-третьих, мы более активно и серьезно начали заниматься финансовыми услугами. Все эти факторы значительно увеличили наши доходы и уровень оптимизма.

– Как оцениваете состояние экономики в целом? Кризис закончился?

– Да. Я считаю, что спрос почти восстановился и банки c середины прошлого года активно кредитуют экономику.