Бенедикт Ташен: «Секс считается в СМИ чем-то дьявольским. Я никогда так не думал»

Про Бенедикта Ташена можно сказать, что он эпатажный извращенец. А можно: блестящий бизнесмен, не побоявшийся сделать ставку на страсть людей к искусству и сексу. Это сделало его самым успешным издателем в мире

Taschen

Издательский дом. Принадлежит основателю и генеральному директору Бенедикту Ташену. Финансовые показатели не раскрываются. Ежегодная выручка головного офиса Taschen GmBH (оценка Hoovers) – $64 млн. Специализируется на издании альбомов по искусству, архитектуре, поп-культуре. Головной офис находится в Кельне. Первая книга издана в 1985 г. Представительства работают в семи странах, в 11 городах.

Среди койотов Голливуда

Сейчас Ташен живет в Голливуде с третьей женой и ребенком. От первого брака у него трое взрослых детей. Ташен обожает своего 14-летнего бульдога Суси (по-французски – «Забота») и беспокоится, как бы она не стала добычей хищников. «Суси уже не так проворна, а тут множество койотов», – объясняет он, почему не отпускает собаку от себя в саду.

Ташен родился в 1961 г. в Кельне в семье врачей-терапевтов. Он был младшим из пяти детей. «Ни родители, ни братья с сестрами со мной не играли, – жаловался он The Guardian. – Только кузен Улли, увлекавшийся искусством и музыкой». The Guardian пишет, что Бенедикт с детства был интровертом, помешанным на своих увлечениях. Главным из них были комиксы. Особенно он любил книжки про Дональда Дака и вампиров. Сейчас дверь его офиса в Кельне украшает голова диснеевского утенка. В 12 лет он начал покупать комиксы и продавать их по почте. Вместо того чтобы поступить в колледж, он открыл собственную лавку комиксов. Вскоре Ташен начал печатать и продавать собственные серии про Салли Форт. На обложке изображалась сексуальная блондинка на высоких каблуках, которую пожирали глазами окружающие ее карлики. Уже став известным, в 1993 г. Ташен опубликовал рекламу в Publishers Weekly: одетый в строгий костюм, он сидел в кресле, а на подлокотнике сидела обнаженная его будущая жена Анжелика и увлеченно читала книгу.

В интервью The Guardian Анжелика говорила: «Ташен во многом ребенок <...> ему многое быстро надоедает, и он любит выдумывать всякие штуки, особо не беспокоясь о последствиях».

Ташен постоянно эпатирует публику своими выходками и новыми идеями, но это часть бизнеса, причем очень успешного. Его издательство выпускает самую разнообразную продукцию – от книжек не дороже $10 до альбомов стоимостью свыше $1000. Знакомые Ташена единодушны: главная черта Ташена – вера в себя. «Он построил свою империю, основываясь только на своем мнении и собственных вкусах. Это ниша для экстремалов издательского дела», – говорит знакомый Ташена. Сам Ташен рассказывает, что в первую очередь книги должны быть интересны ему самому. Но в первую очередь издательство Taschen известно своими эротическими и даже порнографическими альбомами. В ее магазинах на одной полке с альбомами по интерьерам лучших гостиниц мира или репродукциями всемирно известных художников стоят не менее богато и качественно изданные и не менее дешевые сборники вроде «Большая книга женских грудей».

Ташен уверяет, что печатает не порнографию, а настоящее искусство: «Предпочитаю создавать предметы коллекционирования, а не товары краткосрочного пользования». И не понимает критики в свой адрес: «В СМИ секс считается чем-то дьявольским. Я никогда так не думал. Это одна из движущих сил человеческой природы. Как ни странно, секс – довольно незначительная часть моего бизнеса: только около 5% продажи приходится на издания по этой теме».

Первый трехэтажный магазин Ташен открыл в Кельне в 1982 г. Рынок комиксов был не самым простым, и Ташен оказался на грани краха. Помог случай. В 1984 г. он за гроши скупил 40 000 экземпляров книги о бельгийском сюрреалисте Рене Магрите. Продать их удалось вдвое дороже. На вырученные деньги Ташен сам издал фотоальбом Анни Лейбовиц – известного американского фотографа. Затем последовали собрания работ Дали, Пикассо и другие книги по искусству. В 1989 г. двойной альбом Ван Гога с полным собранием картин художника стал хитом в книжных магазинах по всему миру. Теперь ежегодно он издает 100 наименований.

Ташен сделал ставку на людей не менее обеспеченных и образованных, чем коллекционеры искусства, но желающих приобщиться к культуре хотя бы на поверхностном уровне. Он вспоминает, что во времена его молодости купить альбомы по искусству в Кельне можно было только в специализированных магазинах и стоили они очень дорого. «Вы должны были стоять, как чучело, и ждать, пока придет менеджер, откроет стекло и даст вам посмотреть книгу», – рассказывал он LA Weekly.

Издательства ориентировались на состоятельных ценителей искусства, Ташен решил сохранить максимальное качество при минимальной цене. Экономия была на всем: минимальный штат, дешевая бумага. Креатив Ташена продвигал книги. Например, пояснения к иллюстрациям публиковались на нескольких языках – это расширяло географию продаж изданий. Альбом про Дали Ташен рассылал в магазины вместе с постером, на котором сюрреалистически выглядящий художник возмущался: «Такой гений, как я, и всего за 9,95 марки?» $200 стоила книга с ранее не издававшимися фотографиями молодой Мерилин Монро. $4000 – «Художники и проститутки» со снимками известного фотографа Дэвида ла Чепела. Ташен верит, что тот, кто начинал с покупки книг за несколько долларов, разбогатев, выложит пару сотен за книгу по проектированию зданий.

В 1999 г. Ташен выпустил самую знаменитую свою книгу – «Сумо» с фотографиями Хельмута Ньютона. И самую большую – размером 50 на 70 см и весом 35 кг 400 г. В ней содержалось 420 в большинстве своем ранее не издававшихся фото: и портреты звезд, и зарисовки из мира высокой моды, и ню. Книга была издана ограниченным тиражом в 10 000 экземпляров и продавалась вместе со столиком для нее. Она стала самым дорогим изданием ХХ в. Первый экземпляр «Сумо», подписанный 80 знаменитостями, чьи фото были в книге, был продан в 2000 г. на аукционе за $430 000.

Первоначально «Сумо» можно было купить за $1500. Сейчас вы не найдете ее дешевле $15 000. Пользующиеся успехом книги Ташен постоянно повышает в цене. Изданный в 2006 г. альбом художника Питера Берда стоил $5000, а теперь продается за $18 000, альбом Джеффа Кунса стоил $1000, теперь – $4500. «Никто не захочет скачивать электронную версию такой книги. Это материальный объект, красиво выполненный, и люди видят его ценность», – говорит аналитик книжного рынка Simba Information Майкл Норрис на страницах WSJ.

Риск – неотъемлемая часть работы Ташена. Он знает, что не каждая книга станет хитом продаж. «Обычно мы не думаем о бюджете. Я никогда не поступлюсь качеством и хочу рисковать. В первую очередь мы хотим, чтобы наши книги были оформлены как надо, и только во вторую думаем о том, как профинансировать их издание», – объясняет он.

В 2000 г. он выпустил альбом «Автокатастрофы и другие печальные истории». 195 снимков 1950-х гг., сделанных неизвестными фотографами, полны трупов и смятых машин. Как ни странно, издание хитом не стало. «Не важно, зато мы сделали необычную книгу и приобрели пару интересных друзей», – резюмировала его жена Анжелика.

Еще одна черта Ташена – чрезвычайная работоспособность и дотошность. «Ташен все знает о компании, – рассказывал LA Weekly один из его редакторов – Джим Хайманн. – Не удивлюсь, если он с ходу скажет вам, что завтра подадут на завтрак в офисе в Кельне».

Книги сделали Ташена богачом. В нем сочетаются страсть к необычным дорогим вещам и скромность в быту. Он не жалеет денег на покупку предметов искусства. Ему принадлежит роскошный дом в форме летающей тарелки, возвышающийся над Голливудскими холмами (см. врез). При этом долгое время он ездил на своем старом «мерседесе», пока тот не начал уже разваливаться. Общаться Бенедикт предпочитает с людьми творческими, а не с бизнесменами и политиками. «У них нет видения, – объяснил он The Guardian. – Лет через 50 они никому не будут интересны, а вот «Розовой пантерой» Джеффа Кунса мы по-прежнему будем наслаждаться».