Вектор


АФК «Система» сильно недооценена – такой вывод содержится в отчете аналитиков Goldman Sachs. Сейчас капитализация АФК на 33% ниже стоимости ее чистых активов, тогда как исторически дисконт не превышал 15–20%, замечают они и предполагают, что через 12 месяцев стоимость глобальных депозитарных расписок «Системы» прибавит 63% до $37,4 за бумагу. Но дело ведь не только в арифметических закономерностях? Нет, отвечают аналитики Goldman Sachs. В последние два года «Система» все убедительнее ведет себя как холдинговая компания, стремящаяся максимизировать стоимость активов, объясняют они. В результате все телекомы собрались в МТС (которая заплатила «Системе» и за контрольный пакет «Комстара», и за «Систему телеком» с ее правами на «яичный» бренд), весь нефтяной бизнес – в «Башнефти», а от активов, которые консолидировать не удалось, АФК избавилась («Система-галс», «Связьинвест», «Интурист», «Скай линк»). Что ж, «Системе» действительно удалось упорядочить активы с выгодой для себя. Какое-то время она еще может продолжать в том же духе (например, на повестке дня вопрос об объединении технологических «дочек» – «Ситроникса» и РТИ). Но потом время собирать камни закончится, и «Системе» нужно будет придумать новый способ извлечения прибыли. Не все же рассчитывать на МТС и «Башнефть» с их дивидендами.

Навели порядок

Впереди зерновоза

Зерновой союз России предлагает ввести квоты на экспорт зерновых в следующем, 2011/12-м зерновом сезоне. Союз уже направил в Минсельхоз соответствующие предложения, рассказал президент союза Аркадий Злочевский. Если Россия соберет достаточный урожай, чтобы возобновить экспорт зерновых, возникнет вопрос, сколько Россия сможет позволить себе вывезти, считает Злочевский. По его словам, если урожай будет на уровне 85 млн т, то, по расчетам Минсельхоза, Россия сможет вывезти «около 7 млн т». Союз считает, что экспорт в таком случае можно увеличить до 15 млн т. Квотирование, по мнению Злочевского, позволит равномерно распределить нагрузку по году на инфраструктуру. Тогда как «шлагбаум» в виде высокой экспортной пошлины, которая вводится после вывоза определенного количества зерна, стимулирует массированную нагрузку на инфраструктуру. А это приводит к стремительному удорожанию ее стоимости. Позиция Минсельхоза – о продаже урожая 2011 г. на внешних рынках говорить пока преждевременно. Чиновников тоже можно понять: зима в самом разгаре, яровой сев еще даже не начинался, да и решения о запрете экспорта или его открытии принимает вовсе не министерство.

ГАЗ едет за рубеж

Группа ГАЗ хотела бы создать альянс с белорусским МАЗом и украинским «Кразом» и даже защищала такой проект в правительстве, рассказал в интервью «Эксперту» гендиректор дивизиона «Силовые агрегаты» ГАЗа Игорь Кульган. Правда, правительство отнеслось к идее отрицательно, по мнению Кульгана, потому что не хочет создавать конкуренцию «Камазу», крупнейшим акционером которого являются «Ростехнологии». «Камаз» и сам интересуется МАЗом – «Ростехнологии» ведут переговоры с белорусским правительством о покупке от 51 до 100% этого предприятия, сейчас целиком находящегося в госсобственности, говорил в декабре гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. ГАЗ в 2008 г. тоже интересовался Минским автозаводом, но с началом кризиса группе стало не до этого. И сейчас у нее аппетит к покупке МАЗа не вернулся, утверждает ее представитель. Но полгода назад переговоры по созданию альянса велись, говорит источник «Ведомостей», близкий к группе. ГАЗ согласен и на меньшее, чем «Камаз», сказал он. Если интерес к зарубежной экспансии вновь пробудился, значит, финансовое состояние компании Олега Дерипаски действительно улучшилось. Иначе зачем бы ей тратить свои деньги на такие приобретения, да еще и без помощи государства и госкорпораций, как в случае с «Камазом».

Гибриды наступают

Интерес глобальных автопроизводителей к экологичным и экономичным машинам растет с каждым месяцем: на каждом крупном автосалоне они показывают все больше и больше автомобилей с гибридными двигателями. General Motors, до сих пор не снискавший успеха в этом сегменте, решил сделать гибридные версии всех своих автомобилей, заявил президент североамериканского дивизиона автоконцерна Марк Реусс. Правда, компания будет стараться избегать слова «гибрид» – силовые установки, которые GM будет устанавливать в свои экологичные автомобили, получат название eAssist.

В России такие автомобили сколько-нибудь заметной популярностью пользоваться вряд ли будут. Топливо у нас дешевле, чем в большинстве развитых стран, где велик интерес к гибридам. А потребители не готовы платить значительную премию за то, чтобы их автомобили наносили меньше вреда природе. Да и государство очень осторожно повышает требования к экологичности. Ведь даже в США, где традиционно любят вместительные машины с большим объемом двигателя, согласно требованиям правительства в 2016 г. расход топлива должен составлять не более 6,6 л на 100 км. EAssist как раз и должна позволить автомобилям GM вписаться в эти нормы, отметил Реусс.