Вектор


Создание стратегического альянса между ВР и «Роснефтью» (создание СП по освоению Арктики и обмен акциями – 9,53% «Роснефти» на 5% ВР) показало, что российский рынок стал более открытым для иностранных инвестиций, говорится в отчете Международного энергетического агентства (МЭА). Сделка может свидетельствовать о намерении российского правительства привлекать опыт и технологии ведущих мировых компаний, а также о потеплении в отношении участия иностранных компаний в разработке российского шельфа, цитирует Bloomberg отчет МЭА. Похожими заявлениями западные эксперты встречают почти каждую сделку российских и иностранных компаний. Правда, теплое отношение российских властей удается удержать далеко не всем. Часто позиция чиновников меняется в зависимости от интересов российского бизнеса. В 2006 г. иностранные акционеры «Сахалина-2» были вынуждены поделиться своими долями в проекте с «Газпромом», через два года Total и StatoilHydro отдали по 10% в Харьягинском проекте «Зарубежнефти», тогда же уступки со стороны ВР стали итогом ее спора с консорциумом «Альфа» – Access – «Ренова» (ААР). Нынешняя сделка ВР тоже вызвала раздражение у ААР. Британскому холдингу остается уповать на то, что российские власти, одобрившие альянс с «Роснефтью», не изменят вновь своего решения и позволят ВР выйти из нового конфликта с минимальными потерями.

Чудеса оценки

Когда в декабре 2010 г. консорциум инвестфондов вкладывал $200 млн в Twitter, оценив всю компанию в $3,7 млрд, аналитики удивлялись щедрости покупателей. Но желающих вложиться в Twitter все больше, и ставки растут. Интереса к этой компании не скрывает фонд DST Global Алишера Усманова, Юрия Мильнера и Григория Фингера. Вчера стало известно, что некую долю в Twitter на $80 млн приобрел фонд Andreessen Horowitz. А The Wall Street Journal (WSJ) сообщила, что сервисом интересовались и две крупнейшие интернет-компании мира – Google и Facebook, правда, переговоры закончились ничем. Но достойна внимания оценка Twitter, звучавшая в ходе переговоров. По сведениям WSJ – $8–10 млрд. Это немыслимые деньги, ведь выручка Twitter в прошлом году составила, по неофициальной информации, всего $45 млн. А в этом году, по данным WSJ, она может вырасти до $100–110 млн. Twitter – отнюдь не единственный пример интернет-компании, стоимость которой оценивается на основе прогнозов. Например, стоимость Facebook на рынке вторичной торговли бумагами Sharespost превышает $50 млрд (при прошлогодней выручке около $2 млрд). Интересно, найдется ли стратегический инвестор, готовый купить по такой оценке хотя бы 10% компании?

Непостоянное радушие

Заморозить нельзя построить

Шведская IKEA никак не может определиться с планами развития в России. Ее топ-менеджеры делают противоречивые заявления. Основатель компании Ингвар Кампрад обвинил российских чиновников и бизнесменов в попытках нажиться на IKEA – соответственно за счет взяток и завышения смет. После этого шведское руководство сети пригрозило заморозить развитие в России и не строить новых комплексов «Мега». С другой стороны, российские сотрудники компании то и дело дают понять, что заморозка будет неполной. Так, вчера представители московского офиса IKEA сообщили, что компания не прочь построить новый магазин – правда, не в составе «замороженных» «Мег», а отдельно. Хорошо бы – в Москве, добавляют они. Очевидно, что, несмотря на все скандалы, связанные с работой в России, терять грандиозные деньги, заносимые в магазины российскими покупателями, шведской компании не хочется.

Потребность в IKEA в Москве еще есть, а в «Мегах» – нет, заметил представитель компании. Очень удобная позиция.

Банкирам придется раскошелиться

Вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым ЦБ будет штрафовать банки и их менеджеров за непредоставление сведений в Росфинмониторинг. Об этом руководители ЦБ напомнили на встрече с банкирами, передает «Интерфакс». И ЦБ будет где развернуться. Ведь, как признаются сотрудники регулятора, многие банки допускают серьезные задержки в сроках предоставления необходимой информации. Впрочем, существенные штрафы могут возыметь действие. Так, у Федеральной службы по финансовым рынкам в прошлом году минимальный штраф профучастников был повышен до 300 000 руб. Сперва это привело к росту выписанных штрафов, ведь многим подопечным Владимира Миловидова пришлось выплачивать по 1 млн руб. и более. Однако постепенно количество таких наказаний идет на убыль. Так что банкирам помимо стенаний по поводу неточностей в законодательстве стоит больше внимания уделять работе внутренних систем. Это по крайней мере может уберечь от непредвиденных расходов.