«Холидей» мельчает

Новосибирский ритейлер «Холидей» вложит около 5 млрд руб. в строительство 200 магазинов-дискаунтеров в малых городах Сибири

ООО «Компания «Холидей»

Продовольственный ритейлер. Владельцы (данные «СПАРК-Интерфакса»): HSR Holiday Siberiada Retailing Group Ltd. (99,92%), Fillmark Investments Ltd (0,08%). Финансовые показатели (2009 г., РСБУ, данные «СПАРК-Интерфакса»): Выручка – 12,17 млрд руб., Чистая прибыль – 54,63 млн руб.

Сегодня «Холидей» представит на совете по инвестициям правительства Новосибирской области проект строительства в области около 50 магазинов «Холди дискаунтер» в течение трех лет. Как сообщил «Ведомостям» член совета директоров компании Алексей Захаров, строительство одного магазина обойдется в 25 млн руб., площадь каждого составит 900 кв. м (в том числе 800 кв. м – торговая). Магазины, которые будут строиться на собственные средства компании, должны появиться в населенных пунктах с населением от 7000 человек, срок окупаемости каждого объекта – восемь лет. «Субсидий и льгот у правительства Новосибирской области «Холидей» просить не будет», – добавляет Захаров.

По словам заместителя министра экономического развития области Павла Жучкова, правительство окажет «Холидей» «организационную поддержку» и поможет получить земельные участки под строительство у муниципальных образований. Как сообщается в принятой минувшей осенью областной программе мер по развитию конкуренции на 2010–2012 гг., в районах области на 1000 населения приходится всего 393 кв. м торговых площадей против 816 кв. м в Новосибирске. Проект «Холидей» обеспечит селянам новые рабочие места и «будет способствовать снижению потребительских цен», считает Жучков. Захаров сказал, что после реализации проекта в области появится около новых 1000 рабочих мест.

Всего «Холидей» построит до 200 дискаунтеров – еще около 70 в Кемеровской области, по 30–40 в Томской области и Алтайском крае, весь инвестпроект стоит до 5 млрд руб., говорит Захаров. «Кузбасс уже поддержал проект», – сказал чиновник областной администрации. С администрациями других регионов еще идут переговоры.

«Средний уровень доходов населения Алтайского края – около 10 000 руб., а на селе – 6500–7500 руб., и товары экономсегмента должны составлять тут до половины ассортимента против трети в городских магазинах», – говорит Юрий Никитин, генеральный директор ТД «Аникс». У «Аникса» 210 магазинов в Алтайском крае и Новосибирской области, включая франшизные, более половины из них приходится на сельскую местность. Захаров обещает торговать только товарами первой необходимости и экономсегмента. По его словам, средний чек в «Холди» составит около 200 руб., а всего на полках будет представлено 850 позиций (в супермаркетах сети – 8000 наименований).

«Холидей» развивает формат дискаунтера с 2009 г., и он себя уже оправдал», – говорит Захаров. Сейчас у «Холидей» 143 супермаркета и 25 дискаунтеров (три из них в малых городах – райцентре Черепаново Новосибирской области, поселке Инской и городе Белово в Кемеровской области). Наценка в этих магазинах – менее 12 против 25% в новосибирских супермаркетах. «Удержать наценку на уровне 12% будет непросто, в малых городах она составляет 12–17% с учетом трат на логистику», – предупреждает другой сибирский ритейлер.

Инвестиции в населенные пункты свыше 10 000 человек отобьются, считает Александр Агеев, директор по корпоративному управлению «Новых торговых систем» (развивает сеть супермаркетов «Универсам удачных покупок», в том числе в райцентрах Новосибирской области). По мнению Агеева, для ритейлера, который строится на селе, плюсами будут «более низкая смета строительства и отсутствие текучести кадров».

Рынок продовольственного ритейла областных центров близок к насыщению, выход «Холидей» в село – «очевидный и логичный шаг», считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Но срок окупаемости может быть дольше – до 10 лет, полагает аналитик.