Парижский такт

Главный соперник нашего балета в борьбе за мировое лидерство оккупировал Большой театр. Но от роли захватчика отказался – в репертуаре только национальные шедевры
Изабель Сьяравола и Жозе Мартинез в «Сюите в белом»/ М. Логвинов

Публика покорилась труппе Opera National de Paris без боя: французы приехали к нам после 20-летнего перерыва и первую половину этого срока господствовали в мировом балете – парижские мировые премьеры оказывались шедеврами, в очереди на их исполнение состояли великие танцовщики.

Opera National de Paris прибыла в Большой на неделю с двумя программами. Первая продемонстрировала сбалансированность интересов. В преддверии «Парка» Анжелена Прельжокажа, отвечающего за шедевры последних десятилетий (им закроют гастроли), дебютную программу составили из одноактных спектаклей, самый юный из которых датирован 1974 г. Это постановки Сержа Лифаря, Ролана Пети и Мориса Бежара, олицетворяющих французский балет ХХ в. И каждая – знаковая для своего времени, что позволяет оценить каждый шедевр не только сам по себе, но и как совокупное усилие мастеров, сформировавших сегодняшний многополярный, но единый стиль французского балета: чтящий академическую традицию с ее культом совершенной формы, но обретающий внутреннюю свободу благодаря владению модернистскими техниками.

Для русской же публики у первого вечера парижан оказался еще один неочевидный, но увлекательный сюжет – оммаж французского балета русскому. «Сюита в белом» Сержа Лифаря стала свидетельством того, что исток хореографических фантазий экс-киевлянина следует искать в наследии главного балетмейстера Большого театра Александра Горского с его асимметричными построениями и «растительными» комбинациями, Ролан Пети был воспитан на репертуаре дягилевской антрепризы – его «Арлезианка» вызывает прямые ассоциации с «Треуголкой» Леонида Мясина, а бежаровское «Болеро» продолжило традицию, заложенную Брониславой Нижинской.