Безымянные лучшие

Какой видят Россию сотни фотолюбителей, выясняют на одной из самых популярных выставок «Винзавода» – The Best of Russia
ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ/ ВЛАД АБДУЛЛИН

От этого конкурса (365 фотографий из тысяч присланных члены жюри выбирают электронным голосованием) никто, конечно, не ждет поисков новаторского фотоязыка. Самое дерзкое, на что решаются фотолюбители, – это использовать находки раннего авангарда, прочно сидящие в массовом фотосознании. Графичные тени и диагональные ракурсы делают раздел архитектуры. Макросъемка фантастически зеленых кузнечиков определяет фотопредставления о фауне. На русский пейзаж авторы смотрят чаще всего глазами не Саврасова, а немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, выдавая неестественно резкие виды горных озер и вековых гранитов. Все аккуратно сортировано по цветам: голубые дали к белым льдам, кровавые закаты к красным макам.

Англоязычное название выставки нужно понимать двояко – это не просто лучшие фотографии России, это фотографии лучшего, что есть в России. Лучших в России оптимистичных пенсионеров, лучших в России трогательных солдатиков, лучших в России травинок и облаков, лучших в России мусульман и православных, лучших сугробов и лосей, одуванчиков, милиционеров, десантников, священников, балерин и детей. С прошлогоднего и позапрошлогоднего выпуска The Best of Russia качество лучшего не упало, но и не повысилось. Может быть, в разделе «События» стало чуть больше фотографий с лучших маршей несогласных. Но даже облетевший весь интернет снимок рыжеволосой красавицы в лапах ОМОНа выглядит в общем контексте удивительно бесконфликтно.

Напечатанные все в одном формате, снимки на выставке приобретают ту степень унификации, когда авторство не имеет значения. На их место в следующем году придут другие такие же. А тяжелый кирпич первоклассно изданного каталога эффектным надгробием ляжет на братскую могилу лучших из лучших.