За $10 000 не уедешь

Новых легковушек дешевле $10 000 в России в прошлом году было продано вдвое меньше, чем годом раньше, подсчитал «Автостат». Таких машин производители делают все меньше

Структура спроса на недорогие легковые автомобили в 2010 г. кардинально изменилась, указывают эксперты «Автостата» в годовом отчете. Доля машин стоимостью $6000–10 000 в общем объеме продаж новых автомобилей за год сократилась с 25,8 до 11,4% – их было продано немногим более 200 000. Причина случившегося – в росте цен на популярные модели Lada Priora и большинство комплектаций Lada Kalina, а также на бюджетные иномарки, пишут эксперты «Автостата». По их оценкам, в 2010 г. средняя цена автомобилей в долларовом эквиваленте выросла на 6,9%, причем быстрее всего дорожали как раз бюджетные модели. По данным «Автостата», средневзвешенная рекомендуемая розничная цена на Lada за год увеличилась на 6%. Автомобили Renault за 2010 г. подорожали в среднем на 2%, а в начале 2011 г. – еще на 3%, рассказал представитель «Автофрамоса». (Renault Logan в минимальной комплектации за год подорожал более чем на 12%, указывает «Автостат».) Daewoo Matiz за 2010 г., по данным представительства Uz-Daewoo в России, в среднем подорожал на 7%, Nexia – на 6%.

Доля автомобилей стоимостью $10 000–15 000 в общем объеме продаж новых легковых машин выросла лишь на 10% – до докризисного уровня в 25,9% (460 300 проданных авто). Зато сегмент недорогих автомобилей – стоимостью до $6000, состоящий полностью из вазовской «классики», за счет программы утилизации нарастил долю рынка с 4,9 до 7,8%: таких машин в 2010 г. продано 138 800 против 67 300 в 2009 г.

Единственная причина именно такого перераспределения сегментов на рынке – дефицит самых востребованных автомобилей, говорит гендиректор информационного портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. Модели иномарок, вписывающиеся в ценовой коридор $6000–10 000, на российском рынке можно пересчитать по пальцам – это модели китайских марок (например, Chery), модель Chance, собираемая на Запорожском автозаводе, ряд комплектаций Daewoo Matiz и Nexia, Hyundai Getz и ограниченные серии Volkswagen Polo седан, объясняет он. А в сегменте $10 000–15 000, где представлены все самые продаваемые модели иномарок, продажи были ограничены не спросом, а предложением – машины этого сегмента, имеющиеся в наличии, были выкуплены «подчистую», за многими моделями и комплектациями выстроились очереди, напоминает Дацкив. Автовазовская «классика» тоже временами оказывалась в дефиците, но все же купить ее было легче, чем популярную недорогую иномарку. Всего в России, по данным «Автостата», в 2010 г. продано 1,776 млн легковых автомобилей (+30,1% к 2009 г.) на $42,4 млрд.