Богатырская касса

Три четверти кассы отечественной анимации в прошлом году собрал всего один мультфильм – «Три богатыря и Шамаханская царица». Сказка стала самым кассовым российским мультфильмом за всю историю

Четвертая часть мультсериала про богатырей компании СТВ и студии «Мельница» стартовала в прокате в декабре 2010 г. и сразу стала лидером уикенда, собрав в России и СНГ (за исключением Украины) $4,1 млн. Прежде собрать самую большую кассу за уикенд не удавалось ни одному российскому мультфильму, говорит руководитель отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. Прокат мультфильма еще продолжается, с учетом последних выходных «Три богатыря» собрали $18,9 млн, уточнил Лавров. Это самый кассовый отечественный мультфильм за всю историю проката. Прежний рекорд поставила в конце 2007 г. третья часть приключений богатырей «Илья Муромец и Соловей Разбойник» ($9,7 млн).

«Три богатыря» заработали вдвое меньше самого популярного в России мультика – «Шрек навсегда» ($51,4 млн). Но самые кассовые отечественные фильмы 2010–2011 гг. – «Наша Russia: яйца судьбы» ($22,2 млн) и «Елки» ($22,7 млн) – «Богатыри» уже догнали. При этом российские мультфильмы в отличие от голливудских редко привлекают много зрителей. За исключением приключений богатырей и картины «Белка и Стрелка. Звездные собаки» от студии «Центр национального фильма» (собрала в 2010 г. $6,2 млн) больше отечественные мультфильмы в широкий прокат не выходили. А сборы западных мультфильмов в России и СНГ только в прошлом году выросли в полтора раза до 5,3 млрд руб. ($174 млн по курсу ЦБ), подсчитала аналитическая компания Movie Research.

Мультфильмы считаются более рискованными проектами, чем фильмы, с точки зрения производства, объясняет гендиректор Movie Research Олег Иванов, а из госбюджета на поддержку анимации выделяется средств на порядок меньше, чем на кинематографию, – в прошлом году всего 200 млн руб. Пример богатырской серии доказывает, что поставленное на индустриальные рельсы производство мультфильмов может быть экономически выгодным, считает он. По словам основателя СТВ Сергея Сельянова, окупились все четыре части приключений богатырей, последние две – уже в прокате, остальные – после продажи DVD и прав телеканалам.

Срок производства мультфильмов больше, чем кино, и бюджеты в среднем выше, говорит исполнительный директор «Базелевса» Никита Трынкин, зато они представляют гораздо более широкие возможности для развития бренда за счет продажи лицензий на использование персонажей. Такие допдоходы могут превышать сборы в прокате. «Базелевс» в этом году запустил производство двух полнометражных мультфильмов – по приключениям Алисы Селезневой (основаны на книгах Кира Булычева) и по «Волшебнику Изумрудного города» Александра Волкова.