Холод в версальском парке

«Парк» Анжелена Прельжокажа отвечает в гастрольной программе Opera National de Paris за достижения последних десятилетий
В финале Изабель Сьяравола и Карл Пакетт не могут оторваться друг от друга/ М. Логвинов

Вслед за уложенными в вечер одноактных балетов спектаклями Лифаря, Ролана Пети и Бежара, прошедшими выдержку десятилетий, парижане показали в Москве «Парк» – премьеру 1994 г., поставленную специально для труппы Opera Анжеленом Прельжокажем, одним из главных балетных авангардистов. Буквально со дня мировой премьеры балет Прельжокажа был зачислен в разряд современных шедевров: он был зафиксирован на DVD, фрагменты из него регулярно исполняют в гала-концертах мировые звезды, а через месяц с небольшим спектакль появится в репертуаре еще одного академического монстра – Мариинского театра.

Но в зале Большого «Парк» утратил свою безусловную репутацию. Нет, полуторачасовое размышление о природе любви не потеряло своего несокрушимого обаяния: живая музыка Моцарта, хотя и в нарезке, прекрасно соединяется с роскошными костюмами Эрве Пьера, минималистской сценографией Тьерри Лепруста и впечатляющим светом Жака Шатле, и весь этот микст образует роскошную раму для эмоциональных фантазий Прельжокажа. Однако потрясающе эффектный финальный дуэт с рекордно долгим поцелуем безостановочно кружащихся главных героев, неоднократно виденный в Москве, не способен удержать конструкцию трехактного (но идущего без антракта) балета. Ностальгия Прельжокажа по «галантному веку» вызывает к жизни тени Шодерло де Лакло и мадемуазель де Скюдери, Мариво и мадам де Лафайет. Их прихотливость он переводит на «французский балетный» язык завораживающей игрой ног, преимущественно стоп, в которой французы не знают себе равных, разнообразными комбинациями семи мужчин и восьми женщин и многочисленными манипуляциями со стульями. Зрительское внимание концентрируется, но не настолько продолжительно, как все на том же финальном поцелуе.

Возможно, причина не только в Прельжокаже – вопреки расхожему впечатлению современная хореография зависима от исполнителей гораздо больше, чем Петипа и Баланчин. Но вдохновлявшие когда-то постановку Изабель Герен и Лоран Илер уже не танцуют, и их место в Москве заняли Изабель Сьяравола и Карл Пакетт. Они отработали спектакль с традиционной французской тщательностью и самоотверженностью, а от балерины в финальных сценах невозможно было оторвать глаз. Но для обоих это был дебют в «Парке», и версальские кущи выглядели достаточно необжитыми, чтобы признать в них мировой хит.