К гадалке (не) ходи

Комедия Вуди Аллена «Ты встретишь таинственного незнакомца» (You Will Meet a Tall Dark Stranger) радует предсказуемостью. Разумеется, если вы согласны, что нет ничего более естественного, чем скепсис в отношении себе подобных
Герой Энтони Хопкинса считает, что еще молод/ OUTNOW.CH

Вуди Аллен, начавший в Лондоне практически новую кинематографическую жизнь («Матч-пойнт», «Сенсация», «Мечта Кассандры»), вернулся к стилю своих нью-йоркских картин (ближе всего к новой комедии фильм «Мужья и жены», 1992). Разве что в Лондоне он обошелся без психоаналитиков.

Они, как жалуется в начале фильма доверчивая Хелен (Джемма Джонс), божий одуванчик с пристрастием к виски, сидят с каменным лицом, когда тебе требуется помощь. То ли дело участливая прорицательница, рассказывающая о космических энергиях и других жизнях, в которых Хелен, брошенная мужем после 40 лет брака, была (и будет) несомненно счастливее. Да и сейчас у нее есть надежда (см. название картины).

Ага, думаешь, нашел классик над кем поглумиться. Но ирония Вуди Аллена, понятно, в том, что доверчивость Хелен ничуть не глупее, чем те представления о себе и мире, в которых пребывают остальные герои, называющие оккультизм чушью и справедливо указывающие, что мошенница тянет из несчастной деньги.

Бывший муж Хелен (сэр Энтони Хопкинс) верит в гены долголетия, потеет на беговой дорожке, пытается вести жизнь 30-летнего и наконец женится на вульгарной длинноногой девице (Люси Панч), которая, как несложно угадать, будет финансовым пылесосом почище ясновидящей.

Дочь Хелен (Наоми Уоттс) мечтает о нормальной семье с ребенком и мужем, способным оплачивать хотя бы счета за квартиру. К сожалению, муж (Джош Бролин) ребенка не хочет, а зарабатывать не способен, потому что пишет роман, несмотря на настойчивые рекомендации тещиной гадалки заняться чем-нибудь более продуктивным.

В сюжете также участвуют юная красавица-индианка в красном платье (Фрейда Пинто), которую писатель каждый день видит в окне напротив; богатый галерист (Антонио Бандерас), к которому устраивается ассистенткой героиня Уоттс; и – а вы как думали? – таинственный незнакомец, правда, не высокий и темный (хотя с этим, как напоминают в фильме, мы все рано или поздно встретимся), а полный и лысый, зато духовный (держит магазинчик оккультной литературы).

Под джазовый мотивчик фильм легко и упруго катится к череде в разной степени огорчительных для героев ситуаций, ничуть не смущая тем, что самой естественной реакцией на любую из них будет восклицание: «Я так и знал!» Никаких сюрпризов и откровений, выводы неутешительные и закономерные, первоклассные актеры интонируют речь и мимику самым предсказуемым образом. И, чего уж там, все это в том или ином виде у Вуди Аллена было. Так в чем секрет?

Кажется, что, работая с повторяющимися сюжетами и мотивами, Аллен отточил их до такой степени, что превратил комедию нравов в комедию масок, суть которой – такие же импровизации известных публике персонажей на известные темы. Удовольствие получаешь от нюансов. Например, момента, когда герой Джоша Бролина, перебравшись к юной брюнетке в красном, глядит через улицу в окно своей бывшей комнаты, где раздевается красивая блондинка – бывшая жена. Фокус и в том, что нюансы индивидуальны и, может быть, для вас Вуди Аллен припас что-то другое.