Поволжье сориентировали

Приволжский федеральный округ получил общую стратегию развития до 2020 г. В качестве рекомендаций

Стратегия была ут­вер­ж­дена правительством России 7 февраля (опубликована на сайте правительства 16 февраля). Документ обобщает конкурентные преимущества региона, его слабые места, а также намечает точки роста. «Для обеспечения развития экономики и улучшения жизни людей», – объясняется в документе.

К конкурентным преимуществам ПФО разработчики стратегии относят, в частности, его удобное географическое положение, плотность проживания населения (более 30 млн человек, 20% населения страны), а также диверсифицированность экономики с традиционной специализацией в машиностроении. Доля округа в ВВП России – более 15%. При этом развитие округа тормозят плохая транспортная инфраструктура, а также высокий уровень износа производственных мощностей (65–80%).

Локомотивами роста округа, по версии разработчиков стратегии, должны стать казанская, нижегородская, самарско-тольяттинская агломерации, где проживает более 3 млн человек. Здесь самые благоприятные условия для экономического развития из-за большого количества предприятий машиностроительной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей. К примеру, доля автомобилестроения в обрабатывающих производствах округа по выпуску грузовых автомобилей – 89,3%, автобусов – 91,8%, легковых автомобилей – 59%, автодвигателей – 81,7%. В ПФО 13% российских запасов нефти и 2% – газа.

«Новшество стратегии ПФО – ориентация экономик субъектов на возможности межрегионального сотрудничества», – говорит министр экономики Ульяновской области Олег Асмус. По словам руководителя направления региональной стратегии ФОК Анны Осетровой, собственные стратегии до 2020 г. субъекты ПФО разработали еще в прошлом году, ценность общеокружной стратегии невелика: «Это просто благие пожелания, не подкрепленные конкретными деньгами». С ней согласен ведущий экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин: «Можно говорить лишь о стратегических ориентирах и пожеланиях экономических регуляторов». «Проблема в тактике – в том, как привлечь инвестиции», – считает Осин. Асмус не сомневается, что все проекты, отраженные в стратегии, будут профинансированы: «Правительство же принимает решение о финансировании приоритетных проектов».