Учебник танцевания

Азербайджанский театр оперы и балета привез в Москву модернизацию спектакля, когда-то считавшегося советской классикой

Преемником постановщика стал тоже ленинградец-петербуржец Василий Медведев. Хореограф с интенсивно развивающейся за рубежом карьерой в Москве известен по «Эсмеральде» в Большом театре и «Корсару», который привозил на гастроли пермский театр. Ограниченный возможностями далеко не всемогущей труппы азербайджанского театра, Медведев реалистично взял на себя труд не столько создателя оригинального спектакля, сколько преподавателя классического наследия – работу, хорошо известную ему по Вагановской академии. Труппе, не обладающей врожденным академизмом, он предложил краткий курс, который может помочь ей в освоении «Спящей красавицы», «Щелкунчика», «Спартака» и другой классики. В то же время легко узнать в работе Медведева опыт «Лейли и Меджнуна», «Мугама» и «Легенды о любви», которая выглядит эталоном для постановщика.

В советские времена существовал шаблон, по которому были слеплены десятки национальных балетов: сюжет взят из народного эпоса, музыка написана местным талантом, а хореография доверена столичному мастеру. По нему в 1950-х были созданы и «Семь красавиц»: легенду об иранском шейхе Бахраме и его семи женах, рассказывающих семь историй, позаимствовали из поэмы Низами, партитуру заказали Кара Караеву, а за хореографию отвечал знаменитый ленинградец Петр Гусев. Пасьянс сложили удачно – спектакль стал репертуарным хитом и шел по всей стране.

Теперь Азербайджанский театр оперы и балета провел колоссальную работу по возрождению балета. Либретто переписали (первоначально спектакль был посвящен противостоянию народа и власти, в новой версии Яны Темиз в его центре – исполинская фигура благородного и могущественного властителя Бахрама) и сократили вместе с музыкой – а то современные зрители во втором антракте норовят улизнуть из театра. От хореографии Гусева также остались одни воспоминания.

Педагогический метод балетмейстера оказался небессмысленным. Азербайджанский театр в последние годы уже показывал в Москве «Тысячу и одну ночь», «Любовь и смерть», но «Семь красавиц» стали настоящей презентацией труппы, впервые продемонстрировавшей ее профессиональный рост.