Контракт десятилетия

Boeing выиграла контракт ВВС США на $35 млрд, за который 10 лет боролась с европейской EADS

Объявляя Boeing «чистым победителем» тендера, замминистра обороны США Уильям Линн заявил: «Мы не отдавали предпочтения никому, кроме налогоплательщика и военной авиации». Boeing должна поставить американским ВВС 179 самолетов-заправщиков нового поколения, которые заменят нынешние лайнеры KC-135s 1950-х гг. Будут использованы технологии двух пассажирских проектов – Boeing 767 и абсолютно нового 787 Dreamliner, сообщила американская корпорация. Оценка общей стоимости контракта – $35 млрд, первые 18 самолетов должны быть поставлены к 2017 г. Boeing подорожала на этих новостях на 2,2% до $53,2 млрд (NYSE).

Пентагон выбирал поставщика почти 10 лет, главными конкурентами были Boeing и EADS. Первый тендер был объявлен в 2001 г. – на 100 заправщиков стоимостью $20 млрд. Победителем стала Boeing, но потом группа сенаторов выяснила, что сотрудница Пентагона снабжала компанию инсайдерской информацией о заявках конкурентов, и в 2003 г. сделка сорвалась. Второй тендер завершился в 2008 г. победой консорциума EADS и Northrop Grumman, но и он был отменен: Главное контрольное управление США заявило, что в ходе конкурса были допущены ошибки, которые могли повлиять на результат. В итоге новый и пока последний тендер был объявлен осенью 2009 г. Объявление победителя дважды переносилось – сначала с августа на ноябрь 2010 г., а затем на февраль 2011 г.

Прошлой весной The Wall Street Journal сообщала, что в борьбу может включиться российская Объединенная авиастроительная корпорация, но этого не произошло. В июле подали совместную заявку украинский «Антонов» и американская U.S.Aerospace, но в октябре отказались от участия – «после дискуссий» с Главным контрольным управлением (как сообщала U.S.Aerospace). Отказалась от участия и Northtrop Grumman.

«Мы полагаем, что соревнование не закончилось, учитывая вероятность протеста и политических последствий», – говорится в докладе исследовательской компании Sanford C. Bernstein & Co. Гендиректор EADS Луи Галлуа в интервью Bloomberg отказался комментировать, будут ли оспорены итоги тендера. А аналитик Wedbush Кеннет Херберт считает вероятность апелляции очень низкой.