Король сказал

Главные оскаровские прогнозы сбылись: триумфатором 83-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии стала «Королевская речь» (в российском прокате – «Король говорит!»). Никто и не сомневался
Лауреаты и ведущие сбились в веселую компанию/ AFP

У картины Тома Хупера четыре «Оскара»: за фильм, режиссуру, мужскую роль (Колин Фёрт) и оригинальный сценарий (Дэвид Сайдлер). История борьбы короля Британии Георга VI со своим заиканием нравится всем. Это именно такое искусство, задача которого – нравиться (но все-таки искусство). Вещь необременительная и не обремененная смыслами. Хорошо сделанная вещь.

Но хорошо сделанных вещей среди номинантов на главный «Оскар» хватало. «Железная хватка» братьев Коэн – образцово сделанный вестерн (Джефф Бриджес играет не хуже Колина Фёрта, но Бриджеса наградили в прошлом году, да и Коэны киноакадемией не обижены). «Социальная сеть» Дэвида Финчера – образцовый фильм об одном из главных феноменов десятилетия. «127 часов» Дэнни Бойла – образцовое приключенческое кино, разыгранное в замкнутом пространстве. В общем, награду за лучший фильм можно было отдать остроумному ролику, в котором ведущие церемонии Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко путешествуют по всем картинам-номинантам, пользуясь ментальной техникой из «Начала» Кристофера Нолана, а в финале прибывают на раздачу призов с помощью машины времени из старого блокбастера «Назад в будущее». Лишний раз, кстати, стало понятно, какая же Хэтэуэй превосходная клоунесса.

Перед объявлением победителя в главной оскаровской категории показали еще одну нарезку, идущую уже под финальную речь героя Колина Фёрта, который рассказывает подданным о предстоящих испытаниях: на каждое слово короля нашлась подходящая сценка из тех же картин-номинантов. Но сомнений, какой фильм объявят лучшим, у болельщиков не было и до этого.

Сомнения исчезли, когда стали известны предпочтения главных профильных гильдий Америки – продюсерской, режиссерской и актерской: все они выбрали «Королевскую речь» (любителям повторять, что репетицией «Оскара» является «Золотой глобус», напомним, что там лучшей драмой стала «Социальная сеть»).

Мало кто сомневался и в актерской победе Натали Портман («Черный лебедь»): уж так трудилась, так трудилась, сама танцевала. Ну и балет – это высокое (пусть Даррен Аронофски и превратил его в эффектную бульварщину). Аннет Бенинг из «Деток в порядке»? Никакое кино. Николь Кидман из «Кроличьей норы»? Технично, но не более. Прелестная Дженнифер Лоуренс из «Зимней кости»? Молода еще, все впереди, да и фильм для академиков маргинальный, так что спасибо за номинацию.

«Боец» Дэвида О’Расселла выбивался из списка действительно классной режиссурой, превратившей спортивную драму в язвительную социальную трагикомедию. Ну что ж, академики наградили актеров второго плана (по-английски это называется уважительнее – «поддерживающая роль») – Кристиана Бейла и Мелиссу Лео.

«Социальная сеть» Дэвида Финчера получила призы за адаптированный сценарий (Аарон Соркин), музыку (Трент Резнор и Аттикус Росс) и монтаж (Кирк Бакстер и Ангус Уолл). То есть формально на одного «Оскара» меньше, чем «Королевская речь», если это кого-нибудь утешит.

«Начало» наградили за операторскую работу, визуальные эффекты, звук и звуковой монтаж. В оформительском искусстве лидировала «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона: отмечены работа художников (Роберт Стромберг и Кэрин О’Хара) и дизайн костюмов (Коллин Этвуд). Не хватило только «Оскара» за грим – его забрал «Человек-волк».

«История игрушек – 3», которую очень любит Квентин Тарантино, выиграла в анимационной номинации. В этом же фильме спета лучшая песня.

Лучшим фильмом на иностранном языке стал «В лучшем мире» Сюзанны Бир. Жаль, что не греческий «Клык», но спасибо, что не «Бьютифул» Иньярриту.

В документальной номинации победил Inside Job (можно перевести как «Расхитители», но в рунете уже в ходу название «Внутреннее дело»; режиссеры Чарльз Фергюсон и Одри Маррс). Кстати, когда гуляющие по фильмам-номинантам Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко попадают в «Железную хватку», они интересуются у Бриджеса, где же Мэтт Дэймон. Так вот – он здесь, рассказывает, кто в финансовом кризисе виноват.