«Политический труп»


Мы исходим из того, что, даже если Каддафи удастся сейчас загнать ситуацию вглубь, он – живой политический труп, которому не место в современном цивилизованном мире», – заявил вчера журналистам источник в Кремле (цитата по «Интерфаксу»). Президент Дмитрий Медведев «с самого начала негативно воспринял нынешние действия властей Ливии», но медлил несколько дней с заявлением из-за ответственного подхода к судьбе граждан России, эвакуации которых могли помешать жесткие заявления в адрес ливийского руководства, объяснил он.

Официальное заявление Медведева с призывом к сдержанности к ливийским властям последовало 25 февраля, через 10 дней после начала событий в Ливии. А вчерашнее заявление кремлевского источника прозвучало уже после того, как к отставке Каддафи призвали власти США и ЕС, Совбез ООН при участии России поддержал введение санкций, а Пентагон начал перегруппировку военных сил вокруг Ливии.

Занять жесткую позицию в отношении Каддафи не помешали даже значительные интересы России в Ливии, в частности в военно-технической сфере, – «жизни людей на оружие мы менять не будем», сказал представитель Кремля. Ранее представитель президентской администрации оценил возможный ущерб России от присоединения к оружейному эмбарго в отношении Ливии в $4 млрд.

Отставки других арабских лидеров в странах, где поднялась волна протестов, Москва не требовала. Власти Туниса и Египта не вступали в кровавые битвы с народом, к тому же Россия стала звучать слишком в диссонанс с Западом, называет возможные причины жесткого заявления в адрес Каддафи Борис Макаренко, предправления Центра политтехнологий. Никакого изменения позиции России нет, возражает председатель международного комитета Совфеда Михаил Маргелов. В отношении Каддафи всегда высказывались жестко, у него нет политического будущего: в стране уже идет гражданская война, а бесноватый полковник контролирует только три города на севере страны и один на юге, говорит Маргелов.

После переговоров премьера Владимира Путина с руководством ЕС на прошлой неделе и встречи в понедельник руководителя МИДа Сергея Лаврова с коллегой из США Россия решила блокироваться с ЕС, однако и от Ливии полностью не отказалась – не случайно жесткое заявление сделано анонимно, ему можно будет противопоставить официальное заявление в случае изменения ситуации, обращает внимание Максим Минаев из Центра политконъюнктуры.