Потолок в головах

Строить карьеру в России женщинам мешают гендерные стереотипы, в том числе их собственные. Негативный вклад вносят и установки работодателей, которые в 90% случаев заранее знают, какого пола должен быть сотрудник на руководящей позиции, полагают исследователи

Неформальные договоренности. 39

процентов женщин-руководителей пожаловались, что в российском бизнесе распространены неформальные договоренности, заключаемые в типично мужских местах (в пивных, банях, на охотах – рыбалках), выявило исследование «Комитета 20». Больше четверти (из 750) респондентов, опрошенных FT в рамках проекта Women on Top, отметили, что главным препятствием на пути женщин в высшие эшелоны корпоративной иерархии часто становятся они сами. «Женщинам не хватает уверенности в себе, многие стесняются добиваться продвижения по службе», – утверждают респонденты.

Каждое рабочее место имеет гендерную окраску: такие правила игры устанавливают работодатели. Если руководящую должность из года в год занимают мужчины, возникает традиция и сами женщины уже не хотят претендовать на это место», – убеждена Марина Семина, гендиректор исследовательской компании «Виртуоз». Например, декан факультета социологии в МГУ, где она преподает, мужчина и вряд ли в ближайшем будущем его сможет сменить женщина, убеждена она. Место считается мужским и стереотипы сверху и снизу не позволяют сломать традицию, говорит Семина. В 90% случаев руководители знают, какого пола им нужен сотрудник на определенной должности, объясняет Ирина Козина, завкафедрой ГУ-ВШЭ. Семь лет назад она вместе с соавторами проводила исследование гендерных стратегий занятости. «Если работодатель изначально хотел взять на работу мужчину, то он брал именно мужчину вне зависимости от того, какие женщины претендовали на эту должность», – говорит Козина.

Изучение гендерных режимов в 38 российских компаниях показало, что их существует четыре, разъясняет Семина. Мужской – когда руководство продвигает преимущественно мужчин. Нейтральный – если шансы преуспеть у обоих полов равны. Женский – когда преимущество имеет слабый пол. И наконец, махровый мужской – в компаниях, во главе которых стоят, как правило, бывшие военные: там женщине сделать карьеру почти нереально, добавляет Семина.

Шаг назад

«Чем выше поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше вокруг женщин», – замечает Маргарита Варганова, директор по маркетингу компании AGC Glass Europe. Виноваты не только гендерные стереотипы, но и ограниченные ресурсы – времени и сил – самих женщин: им приходится больше уделять времени семье, детям. Она говорит, что с учетом этого строила свою карьеру – сначала заняла прочные позиции в профессии и только после этого решилась на рождение ребенка. За 10 лет работы в AGC Маргарита прошла путь от менеджера по продажам до директора по маркетингу и в этой должности ушла в декретный отпуск.

Декретный отпуск всегда шаг назад в карьере, считает 44% российских женщин-руководителей, таковы результаты опроса некоммерческого партнерства «Комитет 20», проведенного в 2010 г. Это и понятно: в России активно работающая женщина с детьми не получает поддержки ни от государства, ни от работодателя, считает Яна Михайлова, управляющий бизнесом Nestle Purina в России и СНГ.

Наше общество закрепляет за женщиной заботу о родственниках: если что-то случается с родителями или детьми, именно женщина должна прийти на помощь, говорит Семина. «Когда у меня серьезно заболел отец, я три года ухаживала за ним, – вспоминает она. – Это плохо отражалось на карьере». В результате Семиной пришлось уволиться: «Я чувствовала, что не дотягиваю до той планки, которую сама себе установила».

Мужчина в тылу

Что мешает женщинам делать карьеру? Такой вопрос российская консалтинговая компания Watcom group в минувшие выходные задала 500 посетителям московских торговых центров. 30% считают главной помехой психологические комплексы самих женщин. Столько же респондентов винят во всем семью и сложность совмещения ее с карьерой.

Впрочем, семья может стать как барьером, так и главной поддержкой. Анна Соколова, владелица ресторанов «Сырная дырка», рассказала, что у нее рождение каждого из трех детей совпадало с крупным начинанием в карьере и это не мешало добиваться успеха в делах. Когда ее назначили директором ресторана «Абсент», ей было всего 24 года и она была беременна. Никакой карьеры в ресторанном бизнесе она не смогла бы построить, если бы не поддержка близких – мужа и родителей, признается она. Поначалу с ролью директора она справлялась с трудом, и муж Анны, в то время работавший программистом, уволился и пришел к ней в ресторан: «С тех пор мы работаем вместе». За это время Соколова успела возглавить ресторан «Сырная дырка» (тогда же у них родился второй ребенок) на Покровском бульваре и выкупить его у владельца «своей девятилетней работой». Осенью прошлого года супруги открыли ресторан с тем же названием в Черкасском переулке, после чего у них родился третий ребенок. «В семейном бизнесе бывает, что муж – глава, а жена – серый кардинал, у нас же все наоборот», – замечает Соколова.

Махровый шовинизм

Мужской шовинизм – главная помеха для женщин, нацеленных на карьеру, убеждена Анна Куликова, заместитель гендиректора компании «Музторг»: «Женщины стали пробиваться на самый верх – заседают в правительстве, становятся мэрами крупных городов, но все равно к ним остается чувство ревности и недоверия. Кроме того, чтобы достигнуть цели, часто необходима жесткость, а не каждая женщина в силу своей природы и характера способна прокладывать себе путь локтями».

12% участников опроса Watcom group считают, что женская карьера тормозит именно из-за дискриминации в компаниях. 9% указали на стереотип, что женщины работают хуже. И только 7% знают о существовании «стеклянного потолка» для женщин, мешающего их карьерному росту.

В российских компаниях предвзятое отношение к женщинам более распространено, чем в иностранных, подтвердило исследование «Комитета 20». «Российский бизнес изначально был ориентирован на мужчин», – пишут его авторы. Но гораздо большим барьером для женщины на пути к успеху является ее внутреннее состояние, неверие в себя и (возможно, как следствие) неумение правильно подать себя и свои идеи, резюмируют исследователи «Комитета 20».