Таежные страсти

Победа фильма «Сибирь. Монамур» в главном конкурсе 9-го международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» стала неожиданностью
Президент фестиваля Сергей Соловьев верен профессии/ Л. Камышева

Едва ли те зрители, кто провел неделю в Ханты-Мансийске за просмотром фильмов, ожидали, что Гран-при, носящий название «Золотая тайга», достанется фильму новосибирского режиссера Славы Росса. В конкурсе участвовали фильмы, с которыми решились войти в большое кино 11 режиссеров из десяти стран. Представленная на конкурс программа интриговала скорее географическим разнообразием (с акцентом на Латинскую Америку), нежели художественными открытиями. На этом фоне фильм новосибирского режиссера Славы Росса о таежном житье-бытье выделялся прежде всего экзальтированно выгнутым сюжетным силуэтом и готовностью автора пускать в ход сильнодействующие средства вроде истовой веры, физиологического скотства, детского сиротства и зверства одичавших в тайге собак. Видимо, эти авторские интересы нашли отклик в сердце председателя жюри Александра Митты, известного автора теоретических построений о грамотном сюжетосложении и нескольких волшебных фильмов, снятых им задолго до того, как он стал пускать свои теории в ход.

Так судьба Гран-при была решена – хотя, по мнению многих, смачной «Сибири», европейскую дистрибуцию которой взял на себя Люк Бессон, вполне хватило бы приза Петру Зайченко за роль старого охотника. Но регламентом «Духа огня» актерские призы имени Александра Абдулова предусмотрены только для конкурса российских дебютов – и отличного волгоградского актера наградили из его «фондов», поскольку там неожиданно образовались призовые излишки: Лизе Боярской и Максиму Матвееву вручили одну на двоих семейную статуэтку за лучший дуэт («Не скажу», режиссер – Игорь Копылов). Еще одной наградой отметили молодую актрису Светлану Смирнову-Марцинкевич за главную женскую роль в фильме Александра Миндадзе «В субботу».

Самого же Миндадзе удостоили поощрительного спецприза за поиск собственного пути в искусстве, не найдя для него ни серебра, ни бронзы. Что выглядело, конечно, странно на фоне триумфа «Сибири. Монамур», очевидно уступающей «Субботе» в художественной силе, но имело практическое объяснение: надо же и иностранных участников отметить, а то совсем негостеприимно получится. «Серебряную тайгу» присудили колумбийским «Цветам горы», а «Бронзовую» – перуанскому «Октябрю».