Те же без государства

Госпакеты Туапсинского морского торгового порта (ТМТП) и Ейского морского порта (ЕМП) купили на аукционах Росимущества основные собственники компаний

ОАО «Туапсинский морской торговый порт»

стивидорная компания. основной акционер (данные компании): Universal Cargo Logistics Holding B.V. (65,06%; принадлежит владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину). финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2010 г.): выручка – 1,9 млрд руб., чистая прибыль – 689 млн руб.

ОАО «Ейский морской порт»

стивидорная компания. акционеры (данные компании): Ariol Holdings (23,89%), ООО «Хайленд инвест» (29,37%; эта компания, по данным ЕГРЮЛ, на 100% принадлежит Александру Белову), Ейский портовый элеватор (12,7%). финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 264,5 млн руб., Чистая прибыль – 18,7 млн руб.

Принадлежащие государству 25% ТМТП купило по стартовой цене 1,612 млрд руб. ООО «Нафта (Т)», сообщила вчера пресс-служба Росимущества. «Победитель аукциона входит в наш холдинг», – говорит Дмитрий Бауков, представитель транспортного холдинга Universal Cargo Logistics Holding (UCLH, Голландия) Владимира Лисина, которая является мажоритарным владельцем ТМТП (см. справку). На втором аукционе 25,5% ЕМП купило за 41,175 млн руб. ООО «ТТДХ», победитель определился на шестом шаге от стартовой цены (38,675 млн руб.), сообщает Росимущество. ТТДХ аффилирована с компаниями Ariol Holdings и «Хайленд инвест», которые в прошлом году купили 53,2% ЕМП.

Госпакет ТМТП немного не дотягивает до блокирующего. Из-за этого он не слишком интересен стороннему инвестору, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Стартовую цену пакета он считает заниженной относительно рыночной примерно в полтора раза. Основные собственники, рассказывает Бауков, тем не менее «не хотели, чтобы пакет уходил сторонней компании», и они отправили на аукцион две компании, входящие в UCLH. Без сторонней компании, впрочем, не обошлось, но на торгах она, по словам Баукова, действительно «не боролась».

«В прошлом году в ТМТП были запущены зерновой терминал мощностью перевалки 2,4 млн т в год стоимостью 1,8 млрд руб. и терминал по перевалке скоропортящихся продуктов», – напоминает Бауков. По его словам, есть много проектов по дальнейшему развитию порта, но объявлено о них будет, когда компания подсчитает, насколько из-за эмбарго сместились сроки окупаемости зернового терминала. В 2010 г. ТМТП перевалил 18,5 млн т грузов (на уровне 2009 г.).

С ЕМП, в котором государство продавало блокирующий пакет, другая ситуация. Ранее гендиректор ЕМП Андрей Панычев называл стартовую цену госпакета завышенной на 30–40%. «Возникли опасения, что на аукцион, несмотря на завышенную цену, пойдут компании, чуждые порту, рейдерские, поэтому в нем принял участие наш стратегический партнер, компания ТТДХ», – объяснил Панычев вчера. На госпакет ЕМП было четыре претендента, передает «РИА Новости». Один из них хотел купить акции явно с целью дальнейшей перепродажи, добавляет Панычев.

ЕМП, по словам Панычева, в 2010 г. перевалил 1,54 млн т грузов (1,46 млн т в 2009 г.). «В декабре ТТДХ запустила терминал по перевалке нефтепродуктов (расположен на территории ЕМП, который и будет его эксплуатировать) мощностью 1,08 млн т в год, в марте ожидаем получения лицензии на перевалку, терминал сразу начнет принимать нефтепродукты», – рассказал Панычев. На полную мощность терминал выйдет не сразу, в 2011 г. планируется перевалить 300 000–450 000 т нефтепродуктов, добавляет он.