Вектор


Квота про запас

Список автопроизводителей, взявших на себя повышенные обязательства, пополнил неожиданный игрок – канадская Magna: вместе с альянсами «АвтоВАЗа», Renault и Nissan, Ford и «Соллерса», Volkswagen и группы ГАЗ, а также Fiat и General Motors эта компания подписала протокол о намерениях по продлению режима промсборки, сообщила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. По данным чиновника Минэкономразвития, Magna подала заявку на создание производства мощностью 300 000 автомобилей. Она подписывала и соглашение о промсборке по старым правилам, когда собиралась выпускать машины на площадке ГАЗа (компании несколько лет являются партнерами), но фактически им не воспользовалась. У Magna есть несколько производств автокомпонентов в России, но машины она не собирает, хотя в Австрии у нее есть собственный завод, выпускающий автомобили для Daimler и BMW. У компании нет даже собственного автомобильного бренда, хотя она разрабатывает машины по заказу других компаний. Никаких конкретных планов у Magna нет, да и не обязательно компания будет тут строить новое производство – протокол ее ни к чему не обязывает. Зато у нее есть шанс найти партнера из тех, кто сам протоколы не подписал, но может передумать в ближайшие три месяца.

Берегут историю

Российские граждане – самые ответственные заемщики в мире. Даже допустив серьезную просрочку, 95% из них находят средства, чтобы погасить просроченную задолженность перед банком. Такие выводы можно сделать, проанализировав базу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), и эти данные можно распространить на весь рынок, ведь НБКИ – крупнейшее бюро, в котором хранятся кредитные истории клиентов 582 банков, включая всю первую десятку.

Сейчас в НБКИ накопились кредитные истории на 26,2 млн заемщиков-физлиц. Из них почти 10% – чуть более 2,4 млн кредитов на 1 января имели просрочку. В основном это потребительские кредиты, по залоговому кредитованию – ипотеке и автокредитам – просроченные долги имеют меньше 120 000 заемщиков. В то же время агентство отражает информацию о количестве заемщиков, которые имели просрочку и смогли ее погасить, вернувшись к нормальному графику обслуживания кредитов. Таковых на 1 января было чуть менее 2,3 млн человек, причем половина из них допускала просрочку по кредитам на сроки свыше четырех месяцев. Получается, 95% проблемных заемщиков предпочитают гасить свои долги, несмотря на то что ничем особо не рискуют: учитывая, что кредиты необеспеченные, кредитор вряд ли сможет стребовать имущество с такого должника.

Покупают на автомате

Россияне все чаще покупают новые иномарки, оснащенные не механической коробкой передач, а автоматом. Эксперты агентства «Автостат» подсчитали, что в прошлом году на такие машины пришлось 49,8% от общего объема проданных иномарок в России. Это почти на 6 процентных пунктов больше, чем в 2009 г. Рост связан не с числом женщин за рулем, которых принято поголовно причислять к поклонницам АКПП, а с перераспределением спроса в пользу более дорогих автомобилей. Ведь владельцы последних больше ценят удобство, к тому же многие дорогие иномарки по умолчанию оснащаются АКПП. К примеру, в продажах внедорожников Toyota и седанов Camry доля автоматов выросла с менее чем 60% в 2009 г. до более чем 80%.

И наоборот, у Renault, делающей в России ставку на бюджетный Logan, автомобилей с автоматом в общем объеме продаж всего 7,7%. Комплектации Logan с АКПП не пользуются большим спросом у поклонников модели – те не хотят выкладывать лишние 30 000–40 000 руб.

Но если взять рынок новых автомобилей в целом, то до победы автомата еще далеко. Благодаря автомобилям Lada доля машин с автоматом в общем объеме продаж легковушек в России остается на уровне 34%.

Конкурент на выселках

Два крупнейших сотовых ритейлера – «Евросеть» и «Связной» ведут действия, приближенные к боевым. Вчера «Евросеть» сообщила, что въехала в 30 салонов, владельцы которых досрочно расторгли договоры со «Связным». «Ведомости» ознакомились с несколькими уведомлениями в адрес «Связного» от арендодателей: один из них обосновывает досрочное расторжение договора тем, что заключал его без согласия жены, другой ссылается на смену собственника. Всего, говорит представитель «Евросети», ритейлер подписал договоры об аренде примерно 300 торговых точек, арендовавшихся «Связным». Речь не идет ни о 300, ни о 30 точках, возражает представитель «Связного». По его словам, «Связной» отказался примерно от пяти низкорентабельных салонов – их и заняла «Евросеть». Но «Ведомости» получили фото целой дюжины салонов с логотипами «Связного» и плакатами «Евросеть»: скоро открытие» и «Билайн»: скоро открытие» (до конца года «Евросети» нужно открыть 1000 монобрендовых салонов для своего акционера «Вымпелком»). Представитель «Связного» настаивает: магазины сети работают в обычном режиме, а проблемы если и возникают, то решаются в юридической плоскости. Интересно, не возникнет ли у «Вымпелкома» потом проблем с правами аренды этих помещений. И с продажами контрактов в «Связном».