Нет, это не та трубка

Лучшее в выставке «Коллективное бессознательное. Графика сюрреализма от де Кирико до Магритта» – ее название и место проведения: бывший Музей Ленина

Сюр всегда с нами – хорошо поставленный баритон из репродуктора зазывает на выставку сюрреалистов, силой голоса перекрывая частушечников масленичного гулянья. Битва за внимание гостей столицы идет у входа на Красную площадь, и исход ее не предрешен, потому что Сальвадор Дали может соперничать в популярности даже с медовухой, впариваемой прохожим ушлыми частушечниками.

Если бы не место проведения – филиал Исторического музея, бывший Музей Ленина, – то выставку сюрреалистической графики из частных американских собраний, организованную галереей InArtis, можно было бы и не заметить. На ней и вправду показывают произведения классиков сюрреализма, но не лучшие, случайные, коммерческие. Большинство литографий сделаны в 60–70-е гг., когда классики сюрреализма устало спекулировали на творческих достижениях своей блистательной и мятежной юности, да и другим давали заработать, иногда только подписывая – так делал Дали – чистые листы.

Сальвадор Дали представлен длинной серией литографий с накрученными сюжетами, придуманными заметно утомленным собственными выходками человеком. Крутой кашей налеплены на лист конечности людей и лобстеров, цитаты из Босха и ранних вещей самого Дали. Разве что «Ультрасюрреалистическая корпускулярная Галушка» намекает на то, что автор этого коллажа был гениальным фантазером.

Про Рене Магритта устроители выставки сообщают, что показывают 11 из 20 созданных им графических листов. Что же, Магритт графику не жаловал, маленькие картинки выставки только повторяют его фирменные живописные сюжеты. В том числе и классическую картину «Вероломство образов», но авторская графическая реплика со знаменитой надписью «Это не трубка» на 30 лет моложе живописного оригинала.

Только Макс Эрнст представлен относительно ранней серией – «Бельфорский лев» сделан в 1934 г., и, кстати, только под этими листами стоят номера и тираж.

Джорджо Кирико представлен одной работой.

Благородную компанию от Кирико до Магритта разбавили Хансом Руди Гигером. Он родился много позже пика славы сюрреалистов и своей макабрической современной графикой к их чистым играм разума никакого отношения не имеет. Известность Гигеру принесло участие в «Чужом» Ридли Скотта. Его выставку следовало бы устроить отдельно – для престарелых рокеров и подвыпивших байкеров.

Адресат же «Коллективного бессознательного» не ясен: непросвещенного зрителя выставка только запутает, у знатока вызовет досаду – неприятно видеть слабости великих художников.