На обломках коммунизма


Двадцать лет назад бывший польский архитектор Анджей Вальчак вместе с партнерами основал компанию Atlas, которая сейчас контролирует 50% польского рынка строительных материалов. В бизнесе занято 2000 человек, а ежегодный доход превышает 1,1 млрд злотых ($383,7 млн).

«Мы одна из новых компаний, которые выросли на обломках старой коммунистической системы», – говорит Вальчак, совладелец компании Atlas и один из самых богатых людей Польши, чье состояние оценивается в 400 млн злотых ($139 млн). «Мы начинали как классическая американская компания», – добавляет он.

И как многие американские миллионеры, 52-летний Вальчак передает сейчас управление компанией профессиональному менеджеру, а сам собирается заняться благотворительностью. Он финансирует амбициозный план перестройки центра его родного города Лодзи.

Но чтобы начать тратить деньги, Вальчак сначала их долго зарабатывал. Компанию Atlas он основал 20 лет назад вместе с партнерами Гжегожем Гжеляком и Станиславом Чупински. «В 1991 г. Польша была похожа на непаханое поле. Достаточно было это понять и решить, что ты здесь хочешь построить», – вспоминает Вальчак. Сразу после падения коммунистического режима Вальчак и двое его друзей открыли небольшую компанию по облицовке ванных комнат кафелем.

Ручная работа

Кафельные плитки они прикрепляли к стене с помощью бетона – это был единственный доступный в то время материал. «Через неделю плитки начинали отваливаться от стены. Это выглядело ужасно», – рассказывает Вальчак.

Предприниматели знали, что в Германии продаются специальные клеи для плитки, и решили создать аналогичный продукт в Польше. В 1991 г. они поставили в гараже одного друга бетономешалку и с помощью другого друга, эксперта в области строительных технологий из местного университета, стали экспериментировать с растворами. Получив наконец нужную формулу, они закрыли компанию по облицовке ванных комнат и открыли компанию Atlas, которая занялась производством стройматериалов.

«Поначалу наши работники использовали технологии XVII в.: вручную разливали химические растворы по упаковкам», – рассказывает Вальчак. На пакетах с клеем было написано Hergestelit in Polen («Сделано в Польше» по-немецки). Так продукт выглядел как один из престижных немецких товаров, которые тогда заполонили рынок Польши.

Через некоторое время жена друга взбунтовалась против грязи, которую они развели в гараже ее мужа, и выгнала вон начинающих предпринимателей. В результате Вальчак и друзья арендовали часть склада, принадлежавшего обанкротившейся госкомпании – производителю серых бетонных плит, из которых построены многие дома на окраинах польских городов. Их первая бетономешалка до сих пор стоит в штаб-квартире компании, говорит Вальчак.

Полюбили родину

В постсоветские времена поляки бросились активно украшать и ремонтировать свои жилища. Для этого им понадобились строительные материалы, которые как раз и производила Atlas. В то время как многие поляки стыдились своей страны, Atlas открыто заявила о себе как о польской компании. На упаковках с продукцией появился слоган: «Я люблю Польшу». Логотип компании предприниматели разработали вместе с партнерами из Гданьска. Им стал аист, который стоит в гнезде. Официальным символом Польши является белый орел, но гнезда аиста встречаются на вершинах многих деревьев и электрических столбах. Теперь эмблемы с аистом украшают тысячи магазинов компании Atlas по всей стране.

В 2000 г. Atlas организовала сомнительную рекламную кампанию, в которой обыгрывалась тема борьбы Польши с ее средневековыми врагами, в том числе с немецкими тевтонскими рыцарями. Кампания была направлена против основного конкурента – немецкой корпорации Henkel Bautechnik. Кроме того, Atlas постоянно участвовала в благотворительных акциях. В результате бренд компании стал одним из самых популярных и узнаваемых в Польше.

В 2007 г. для ведения дел компании совладельцы наняли гендиректора Генрика Седмока, а сами отошли от дел. «В бизнесе, как и в спорте, надо знать, когда пора уходить. Компании выживают, только если есть приток свежей крови», – объясняет Вальчак.