Невольный конструктивист

Выставка печатной графики Владимира Штраниха скромная, камерная, но за ней стоит большая история жизни художника и страны, в которой он прожил почти век
Владимир Штраних. Эскиз рекламного плаката. 1920-е

Три десятка авторских эскизов к книжным и журнальным обложкам, рекламным и пропагандистским плакатам, созданных в 20–30-х гг. прошлого века художником Владимиром Штранихом, – образцовый поздний полиграфический конструктивизм.

Все здесь лаконично, динамично, наглядно и оптимистично, все полно здоровой энергии: композиции, фотоколлажи, шрифты. Шрифты у Штраниха особенно разнообразны. Они могут быть единственным изящным украшением скромных обложек брошюр с заунывным названием «Потребительская кооперация в социалистическом строительстве СССР».

И хотя имя героя выставки никогда не стояло в начале списка художников-конструктивистов, в высоком классе профессионального мастерства им не откажешь. Все сделано исключительно разумно, в духе и букве конструктивистских заповедей. Но есть на выставке экспонаты и другой стилистической окраски. Например, обложки журнала «Знание – сила» за 1931 г. и рекламные плакаты дамских ботиков «Резинотреста» один в один – элегантные французские плакаты времен ар-деко. Возможно, ими и вдохновленные. Но граница между стилями зыбкая, один переходил в другой иногда вполне плавно.

Потертые годами авторские эскизы и образцы изготовленной по ним ветхой печатной продукции на выставке в Галерее Леонида Шишкина богато обрамлены, как безусловная художественная ценность. Действительно, конструктивистская печатная графика имеет высокий если не материальный, то культурный статус. Как часть большого художественного бренда «Русский авангард», к которому кого только ни пристраивают.

Видеть выставку Штраниха-конструктивиста странно, художник остался, а вернее, затерялся в истории советского искусства как живописец, мастер морских пейзажей. В каталоге выставки есть фотография Штраниха 1970 г., он сидит на съезде Союза художников СССР в первом ряду рядом с Дейнекой и Налбандяном.

Но гораздо интереснее фотографии молодого Штраниха, которого его учитель по Строгановке Константин Коровин прозвал за сладкую красоту Ленским. Штраних не только учился у Коровина, но и работал с ним в Большом театре – очевидно, писал томные импрессионистического толка декорации. Ну а потом война, революция и вынужденная поденка в растущих на дрожжах социалистического энтузиазма редакциях и издательствах.

В истории русского искусства советского периода есть трагические годы. Людей могли не только лишить работы, но и сослать и расстреливать за то, как они рисовали. Впрочем, и ни за что могли. Но были среди художников и люди счастливой судьбы, Владимир Штраних благодаря таланту и мастерству работал всю жизнь – в стилях и жанрах, продиктованных временем.