«Первая помощь» дешевеет

«Первая помощь» запустила сеть аптек экономкласса «Ленинградские аптеки». Эксперты сомневаются, что проект будет прибыльным

ЗАО «Первая помощь»

сеть аптек. Основана в 1997 г. Включает 150 аптек в Петербурге и Ленобласти, Москве и области. акционеры – физлица (100%). оборот в 2009 г. – 3,9 млрд руб. («СПАРК-Интерфакс»). чистый убыток– 182,7 млн руб.

В декабре 2010 г. на месте шести аптек «Первая помощь» были открыты «Ленинградские аптеки». Они принадлежат ООО «Ленинградские аптеки», которым владеет физлицо. У двух сетей единая управляющая компания, сообщил исполнительный директор сети аптек «Первая помощь» Георгий Побелянский.

Основной приоритет «Первой помощи» на четыре года – развитие сети аптек открытой выкладки в формате фармамаркета площадью 100–200 кв. м, рассказал он. В этом году планируется открыть 40 новых точек этого формата. Шесть аптек площадью 50 кв. м невозможно было переоборудовать под фармамаркет, поэтому их выделили в отдельный социальный проект, объясняет Побелянский. По его словам, лекарства в новой сети на 20% дешевле, чем в среднем по рынку, за счет сниженной наценки.

Ассортимент «Ленинградских аптек» – 6500 наименований, это на 15% меньше, чем в «Первой помощи», из-за отказа от дорогой лечебной косметики, сообщил он. Затраты на ребрендинг одной точки – 200 000 руб., планируемая окупаемость – три месяца, говорит Побелянский. Расширяться новая сеть будет только за счет неформатных точек «Первой помощи» в Петербурге и Ленобласти. По словам Побелянского, «Ленинградские аптеки» – локальный бренд и для других регионов будет создано новое название.

Развитие сети на местах «Первой помощи» позволит использовать поток постоянных покупателей и тех, кому важны низкие цены, считает Елена Решетникова, гендиректор сети аптек «Эдифарм». За счет сокращения наценки обеспечить более низкие цены сложно, скорее всего у компании есть стратегические партнеры по поставкам, предполагает Решетникова. По ее оценке, уровень конкуренции среди аптек очень высокий, а покупательная способность упала: лекарства покупают меньше и более дешевые.

Наценка обычных аптек и так с трудом покрывает издержки, обеспечить скидку в 20% на весь ассортимент и сохранить прибыльность вряд ли возможно, согласен Евгений Богданов, гендиректор ОАО «Фармация». По его расчетам, чтобы проект стал успешным, нужно увеличение трафика на 30%. Вместо смены концепции более эффективной могла стать работа с ассортиментом и маркетингом небольших аптек, считает Богданов.

Выход в более экономичный сегмент – вариант посткризисного развития аптечных сетей, говорит Александр Шилов, заместитель директора консалтинговой группы «Лаир». Кризисное снижение покупательной способности заставило их переориентироваться и вместо премиального рынка, который сильно пострадал, заняться более низким сегментом.