Соинвестор wanted

Правительство определило принципы работы создаваемого в России фонда частных иностранных инвестиций. Предполагается, что фонд, объем которого может составить до $10 млрд, будет «дочкой» ВЭБа

Окончательно разработать механизм функционирования фонда частных инвестиций правительство и Кремль собираются к маю, рассказали «Ведомостям» несколько чиновников, участвующих в обсуждении проекта. Идею создания такой структуры президент Дмитрий Медведев последовательно продвигает, выступая перед иностранными инвесторами. Сначала в прошлом июне на форуме в Санкт-Петербурге, затем в январе в Давосе. Фонд должен разделить риски с иностранными инвесторами «путем совместных инвестиций в проекты модернизации нашей экономики», говорил он.

В конце февраля у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, после которого правительство направило доклад в Кремль, рассказали три федеральных чиновника, участвующих в обсуждении проекта. Объем фонда в докладе не указан. По этому поводу у ведомств есть разногласия. Минэкономразвития предлагает $10 млрд, говорят три собеседника «Ведомостей». Минфин предлагал $1 млрд, утверждает один из них. Решения по объему фонда пока не приняты, отмечает помощник президента Аркадий Дворкович.

Зато чиновники наконец определили механизм работы фонда. Он отработан с ведущими иностранными инвестбанками и фондами прямых инвестиций, главный критерий, с которым согласился Шувалов, – фонд вкладывает только при соинвестировании со стороны иностранного инвестора, говорит замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Иностранцы будут выбирать проекты, в которые хотят вложить деньги вместе с фондом, а через некоторое время он выйдет из проекта «на рыночных условиях», рассказывает член рабочей группы. Навязывать проекты иностранцам не станут, уверяет он.

Предварительно рассматривается вариант, при котором фонд будет «дочкой» ВЭБа, говорит Воскресенский. По словам источника, близкого к ВЭБу, вероятность такого варианта высока, хотя окончательные решения не прияты (представитель госкорпорации от комментариев отказался). Как сообщила Financial Times правительство предложило принять участие в работе фонда Apollo Management, Blackstone и Carlyle, а управлять проектом – Goldman Sachs. Дворкович эту информацию опроверг. Ни один из инвестбанков наниматься не будет, никаких предложений Goldman Sachs не делалось, категоричен Воскресенский. Представители Goldman Sachs и Apollo Management отказались от комментариев, представители остальных упомянутых FT компаний не ответили на запросы «Ведомостей». Вопрос создания фонда обсуждается, лаконичен представитель секретариата Шувалова.

Пока реакции на доклад из Кремля не последовало. Размер фонда – не единственное разногласие между ведомствами. Минфин предлагает альтернативный фонду механизм поддержки иностранных инвестиций – страхование рисков, но конкретных предложений пока нет, рассказывает член рабочей группы. Представитель Минфина не смог вчера прокомментировать эту информацию.

Создание фонда – своевременная мера: вне России сейчас много свободного капитала, говорит президент инвестиционного фонда Icon Private Equity Кирилл Дмитриев. Он советует перенимать опыт других стран: «Нет необходимости придумывать что-то новое». Сотрудник аппарата правительства рассказывал, что российский фонд будет аналогичен агентству по поддержке прямых инвестиций во Франции, созданному в 2009 г. Инвесторы заинтересованы в защите их вложений через государственную поддержку, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: страховка со стороны государства и инструменты соинвестирования. Однако существующие в России проблемы фонд не решит, замечает он: недостатки законодательной среды, слабая судебная система, коррупция, излишняя бюрократизация.