Подняться над недоверием


Символично, что вице-президент Джозеф Байден прибывает в Москву ровно два года спустя после того, как он впервые осудил «опасный сдвиг» в российско-американских отношениях и предположил, что наступило время «нажать кнопку перезагрузки». За этот период вступили в силу договоры о контроле за стратегическим вооружением и о сотрудничестве в мирной ядерной энергетике, принимаются совместные меры по борьбе с терроризмом и наркоторговлей, действует новая двусторонняя президентская комиссия.

Однако растущие вызовы потребуют от обеих сторон укрепления политической воли и одновременно терпимости к тому, что каждая сторона считает недостатками друг друга. В будущем году перезагрузку ждет очередное испытание. Необходимо будет преодолеть недоверие и склонность к игре с нулевой суммой, чтобы решить проблемы безопасности, добиться реального прогресса в переговорах по ВТО и нормализации торговли, несмотря на инерционность и сопротивление бюрократии, грядущие в обеих странах выборы и несхожесть ценностей.

Восстановив взаимный контроль над вооружениями, две крупнейшие ядерные державы обратились теперь к новому этапу построения безопасности в Европейско-Атлантическом регионе. Кооперация в области ПРО – труднейшая и срочная задача, поскольку мощности, которые США и НАТО готовы развернуть, рассматриваются Россией как неприемлемая и даже экзистенциальная угроза. Между тем чем ближе Иран к созданию ракет, которые способны достигать Европы и США, тем больше угроз и для России и выше вероятность того, что Москве придется согласиться на одностороннюю противоракетную защиту НАТО как на неизбежность.

Вопрос ПРО знаковый для разрешения продолжительной дискуссии об обычных вооружениях в Европе и «замороженных конфликтов» в Черноморском регионе. Без нового уровня доверия, который появится в результате сотрудничества по проекту противоракетной обороны, нет надежды на разрешение патовой ситуации в бывшем СССР: США и Европа стремятся расширить территорию безопасности, процветания и политической стабильности на бывшие республики СССР, а Россия пытается сохранить свое присутствие в регионе, который считает зоной своих жизненно важных интересов. То же самое относится к Центральной Азии и Афганистану, где американо-российское сотрудничество необходимо для успеха. Однако некоторые россияне до сих пор рассматривают любые предложения о продлении американского присутствия в Афганистане как план экономического и политического доминирования в регионе.

Если рассматривать экономическую сторону взаимоотношений, оба правительства договорились, что после без малого двух десятилетий фальстартов Россия в течение года вступит в ВТО. Но и здесь есть препятствия. Российское таможенное регулирование и тарифы не приведены в соответствие с нормами ВТО, и Москва отказывается менять их до того, как вступит в эту организацию. Появление таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном привело к тому, что если Россия вступит в ВТО одна, то товары будут экспортироваться через нее, чтобы избежать таможенных пошлин, и ни у Минска, ни у Астаны не будет стимула приводить свои торговые правила в соответствие с международными нормами.

Поскольку в 2012 г. начинается новая президентская кампания, обеим сторонам будет трудно уделять постоянное внимание и сохранять политическую волю, необходимые для преодоления вышеупомянутых трудностей. Из России продолжают время от времени поступать новости о преследованиях диссидентов российскими властями, ограничениях политических свобод и свободы слова, тенденции к нарастанию ксенофобии. Все это мешает американским политикам создавать образ России как друга и партнера. А из-за сложной истории взаимоотношений стран, удаленности их друг от друга и непростого визового режима контакты на уровне обычных людей крайне немногочисленны, так что давление снизу в сторону объединения слабо. Хотя ЕС начал обсуждать облегчение визового режима с Москвой, этот вопрос практически не поднимается в американо-российских отношениях.

Перезагрузка, объявленная вице-президентом Байденом более двух лет назад, привела к беспрецедентному уровню прагматического сотрудничества между Москвой и Вашингтоном. Чтобы достичь новых реальных успехов, обеим сторонам необходимо найти плодотворную общую почву, инвестировать в укрепление доверия и продемонстрировать уважение к особенностям политики и вопросам безопасности другого государства. Учитывая грядущие выборы, самое время удвоить усилия и одновременно сделать ожидания скромнее, чтобы перезагрузка смогла набирать обороты независимо от политических баталий.