Тройка троечников

Эксперты фонда «Петербургская политика» и коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» поставили тройку за выживаемость в Приволжском федеральном округе трем из 14 руководителей территорий

Среди аутсайдеров главы субъектов ПФО, переназначенные российским президентом Дмитрием Медведевым: президент Удмуртии Александр Волков (назначен в 2009 г.) и губернатор Саратовской области Павел Ипатов (2010 г.). В троечники попал также губернатор Самарской области Владимир Артяков. Предыдущий рейтинг составлялся полгода назад.

В сентябре 2010 г. тройка была только у Волкова. Его слабыми местами эксперты посчитали тогда долгий срок пребывания у власти (с 1993 г.) и наличие закрытых клановых структур внутри республики.

Ипатов при переназначении в феврале 2010 г. не получил высшего балла из-за внутрирегиональных конфликтов. Конфликты не разрешились и нет очевидных успехов, вновь перечисляются слабые стороны Ипатова в пояснениях к свежему рейтингу. «Пока его положение можно назвать только неустойчивым, но не провальным, несмотря на то что руководитель он слабый», – считает гендиректор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский.

Будущее Артякова Туровский прогнозировать не берется даже на этот год: «С одной стороны, Артякова поддерживает центр, с другой стороны, в области к нему неоднозначное отношение, а с третьей – он и сам не прочь перебраться из Самары в Москву». Плюсами самарского губернатора эксперты рейтинга считают поддержку со стороны «Ростехнологий» и успешную смену мэра Самары в октябре 2010 г. (тогда единоросс министр природопользования Самарской области Дмитрий Азаров победил эсера Виктора Тархова с 66,94% против 18,26% голосов). Минусами – приближение срока окончания полномочий (август 2012 г.), а также сложную ситуацию внутри областной элиты. В областном правительстве с аналитиками не согласны. «Рейтинговые оценки носят весьма условный характер», – считает руководитель областного департамента по информполитике и связям с общественностью Иван Скрыльник. В частности, по его мнению, «успешно проведенная смена мэра Самары» в принципе невозможна без консолидации элит.

«В 2008–2010 гг. Самарская область из региона-донора стала одной из наиболее проблемных территорий, на восстановление экономики ей потребуются значительные дотации и субсидии из федерального бюджета, говорится в аналитическом докладе «Самарская область: эффективность региональной власти» московского Института региональной информации. По мнению авторов доклада, вина тут во многом в «низком качестве администрирования региональной экономики». Ухудшение социально-экономических показателей вполне может повлиять на результаты первых посткризисных выборов 2011–2012 гг., говорится в докладе. «Менять Артякова накануне выборов не имеет смысла, хотя теоретически такая замена возможна», – считает Туровский.