Влюбиться в революцию

«Куба в революции» – правдивая выставка, репортажные фотографии не приукрашивают историю. Просто кубинская революция – самая фотогеничная из всех революций, и делали ее красавцы
Неизвестный фотограф

В «Гараж» привезли выставку, прошедшую осенью в нью-йоркском Международном центре фотографии. И это образцово сделанная фотовыставка. Разумного размера – 250 снимков достаточно, чтобы рассказать о событиях, не утомив зрителей чередой кадров. Четко структурированная – несколько разделов помогают разобраться в истории кубинской революции. И главное, здесь нет современных отпечатков, только винтажные, что укрепляет ощущение подлинности фотографических свидетельств.

В этом случае подлинность очень важна, кубинская революция давно превратилась из исторического события в романтический миф ХХ века, испортить который не смог даже мировой масскульт, бесстыдно растиражировавший лицо молодого Че Гевары на плакатах и майках, словно морду рисованного Микки-Мауса.

Выставка репортажных фотографий этот романтический революционный миф не развеивает, рассказывая о событиях на Кубе, кажется, только правду. И хотя формально она заканчивается 1968 годом, когда Куба, как считает куратор выставки Марк Сандерс, превратилась в обычное коммунистическое государство, революционно логический финал здесь – смерть Че Гевары. Фотодокументация процедур, которые совершались над телом расстрелянного революционера, заставляет содрогнуться.

Ставшее же иконой изображение Че Гевары было сделано фотолетописцем кубинской революции Альберто Корда случайно: камера направлялась на другого, но выбрала Че в берете со звездой. Корда скадрировал снимок, убрал чужой нос и кусок пальмы, и получился не только идеальный образ героя, но самая воспроизводимая в мире фотография.

Корда говорил, что влюбился в революцию, потому что ее красота была сильнее красоты женщин. Похоже, еще два десятка фотографов, снимавших Фиделя Кастро и его веселых небритых сподвижников, так же были зачарованы молодой энергией участников локального военного переворота на маленьком острове в Карибском море, волею большого политического расклада ставшем легендой и символом свободы.