Широко шагают

«Обувь России» привлечет 700 млн руб. под масштабное расширение в центральных и северных регионах России

Россия обувается. 2,8

пары обуви на человека составило годовое потребление в России в 2010 г. (здесь и далее оценки «Обуви России»)

12%

достигнет рост отечественного обувного рынка в этом году в сравнении с 2010 г.

ООО «Обувь России»

Обувной производитель и ритейлер. Владелец – Антон Титов. финансовые показатели (данные компании, 2010 г.): выручка – 1,6 млрд руб., Чистая прибыль – 100 млн руб.

Обувьрус» (SPV-ком­пания «Обуви России») разместит дебютные трехлетние облигации на 700 млн руб. по открытой подписке на ММВБ, сообщила компания в пятницу. Выпуск бумаг ориентировочно запланирован на май 2011 г., сказал «Ведомостям» Роман Агеев, директор «Юнисервис капитала» (организатор займа).

По словам владельца «Обуви России» Антона Титова, деньги пойдут на инвестиционную программу до 2015 г. общей стоимостью 1,5 млрд руб. По его словам, недостающую сумму компания добавит из собственных средств: «Чтобы не отпугнуть инвесторов, заем сделали меньше величины чистых активов». Собственный капитал ООО «Обувь России» на конец 2010 г., по его данным, – 778 млн руб. Вся долговая нагрузка компании на конец прошлого года – около 600 млн руб., основные кредиторы – Сбербанк и банк «Международный финансовый клуб», сообщил Титов.

По утвержденной в конце февраля инвестпрограмме количество магазинов сети под маркой «Вестфалика» должно увеличиться со 123 (в 43 городах в 15 субъектах РФ) до 420, общая выручка – вырасти впятеро до 7,5 млрд руб. по сравнению с 2010 г., выручка с магазина – на 15%. Следом за Санкт-Петербургом, где «Обувь России» планирует в 2011 г. открыть 15 магазинов, их будут открывать также в Нижегородской, Ленинградской, Курганской, Московской областях, в Хабаровском и Приморском крае и др. Выбор регионов для экспансии определяет география, говорит Титов: «К 2015 г. мы планируем присутствовать во всех крупных городах, кроме южных, таких как Краснодар и Ростов-на-Дону, где наша зимняя обувь не нужна». А рост выручки с магазина обеспечат новые товарные группы (обувная косметика, кожгалантерея, гигиенические средства) и продажи обуви в кредит. «Ежегодно объем продаж в кредит в среднем по магазину прирастает на 10%», – отмечает Титов. По данным компании на ноябрь 2010 г., эта доля составляла 24% от розничного оборота. Средний чек при покупке обуви в рассрочку в осенне-зимнем сезоне составлял 4300 руб.

«Обувь России» без труда займет деньги, уверен независимый аналитик обувного рынка Александр Греб: «Желание открыть много магазинов тоже логично – рынок ждет консолидация». Однако во время роста у Титова неизбежно возникнут проблемы с управляемостью и финансовой отчетностью, «масштабировать бизнес-процессы в России из обувщиков сейчас умеет только «Центробувь», считает Греб. Компания расширяется «под продажу», согласен совладелец новосибирских обувных магазинов Ecco и Clarks Сергей Какошкин: «Иначе расширение сети, не обеспеченное ростом спроса, приведет к тем же результатам, что и у «Топ-книги». Планы «Обуви России» реалистичны, ведь компания открывает магазины маленького формата в пределах 150 кв. м, это упрощает поиск недорогих площадей в новых регионах и управление магазинами, возражает директор по маркетингу обувной сети «Монро» Андрей Калмыков. Сама «Монро» развивается близкими темпами, открывая по 50–60 точек в год, сейчас их уже 157, говорит он.

Для своего будущего займа Титов считает «справедливой» ставку купона в 11–12,5% годовых, однако он не готов давать точный прогноз до регистрации эмиссии. Аналитик «ТКБ капитала» Дмитрий Зак сомневается, что рынок востребует бумаги «Обуви России». «Слишком маленькая компания, чтобы заинтересовать инвесторов и привлечь долг в размере половины ее годового оборота. Сейчас на рынке есть бонды более крупных предприятий и доходностью выше», – говорит эксперт.