Вектор


Второй пошел

За первые выходные с тех пор, как Apple выпустила планшетник iPad 2, было распродано 400 000–600 000 этих устройств. Таковы оценки аналитиков, опрошенных газетой The Wall Street Journal. Практически такой же спрос был и на первый iPad, появившийся на прилавках в апреле 2010 г.: за первые сутки магазины распродали около 300 000 его экземпляров. Но даже если iPad 2 и не побил по объемам продаж предшествующую модель, результат все равно неплох. Ведь революционных изменений в iPad Apple не внесла. Он стал чуть тоньше, чуть легче, самое главное, пожалуй, – он стал более мощным. Однако в iPad 2, как и в предшествующей модели, нет ни USB-портов, ни поддержки видеоформата Flash. Тем не менее пока iPad – самый популярный планшетный компьютер в мире.

Открыть карты

Раз в несколько месяцев угольщики и металлурги ссорятся из-за цен. Потом к этому добавляются споры металлургов и их потребителей. Чиновники уже не знают, как с этим бороться. Очередное нововведение от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – сделать сбытовую политику угольщиков и металлургов достоянием широкой общественности. Первыми могут стать «Распадская» и Evraz: вчера ФАС признала их «дочки» виновными в деле о нарушении антимонопольного законодательства при поставках коксующегося угля. Штраф для компаний может составить 1–15% годовой выручки, но пока не определен: на это может уйти около полутора месяцев. А вот предписание появится в течение 10 дней. ФАС хочет, чтобы нарушители раскрывали данные о сбытовой политике на своем сайте – так она будет прозрачнее, уверен начальник управления ФАС Максим Овчинников. Ведь разница в ценах для разных потребителей у Evraz и «Распадской» составляла от 20 до 48% и причин такого разброса компании назвать не смогли, добавляет Овчинников. Помогут ли публикации, не известно. Но компании наверняка будут оспаривать решение ФАС, т. е. предписаний это также коснется.

Новый партнер ФСФР

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подписала меморандум о сотрудничестве с Агентством по финансовым рынкам Лихтенштейна. Этот документ позволяет регуляторам обмениваться данными. Кроме того, эмитентом депозитарных расписок российских компаний могут выступать лишь банки, зарегистрированные в странах, с финансовыми регуляторами которых ФСФР подписала подобный меморандум. И хотя банки из Лихтенштейна не торопятся выпускать расписки российских компаний, российских капиталов в княжестве немало. Как в Германии или на Кипре, с регуляторами которых у ФСФР договоры есть. А вот с США и Великобританией они только могут появиться: до сих пор SEC и FCA ссылались на отсутствие в России закона об инсайде. Теперь такой закон есть. И соглашение с британскими и американскими коллегами, если оно состоится, может стать признанием его жизнеспособности.

Онлайн-революция

Интернет-СМИ наконец обогнали печатные по размеру аудитории и доходам, правда, пока только в США, сообщает CNews со ссылкой на ежегодный обзор State of the News Media, опубликованный компанией Pew Research Center. Проводниками этой маленькой революции стали бурно распространяющиеся планшетные компьютеры и смартфоны. 46% американцев, говорится в исследовании, читают новости в интернет-СМИ как минимум трижды в неделю, а материалы в печатных газетах и на их сайтах регулярно просматривают только 40% респондентов. У газет рекламные доходы провалились в 2010 г. на 6,5% по сравнению с 2009-м (до $22,8 млрд), в то время как у онлайн-прессы – выросли на 13,9% (до $25,8 млрд).

В прошлом году революция чуть было не докатилась и до России: в III квартале, по данным АКАР, интернет-компании заработали на рекламе практически столько же, сколько операторы «наружки» и печатные СМИ, и многие эксперты ожидали, что в IV квартале 2010 г. они выйдут на первое место по доходам после телевидения. Помешало революции изменение методики подсчета доходов рекламоносителей: АКАР включила в свой мониторинг региональные издания. Но тенденция от этого не меняется: рекламные доходы печатных СМИ выросли на 7%, и этот рост был самым низким среди всех каналов, а интернет-компаний – на 40%.