Зачарованный пассажир

Третьяковская галерея открыла большую выставку Александра Лабаса, одного из самых лирических советских живописцев
Выставка Лабаса не про транспорт, а про живопись/ ИТАР-ТАСС

Лучшие свои вещи Александр Лабас написал в конце 20-х – начале 30-х гг.: парящий в голубом воздухе прозрачный аэроплан с маленькими человечками внутри («Едут»), серый дирижабль над закутанными в розовую дымку детьми («Дирижабль и детдом»), город как игрушечный, увиденный с высоты самолетного полета («В полете»), уходящие вверх серебряные ленты эскалатора, нагруженные симпатичными пассажирами («Метро»), и еще очень много картин и акварелей про воздушный, наземный и водный транспорт и его обитателей.

В эти годы молодой, ровесник века, художник выработал собственную манеру – писать маслом легко и нежно, словно акварелью, выбрал любимых героев – все, что движется, летит, парит, едет, плывет. И ставил своей задачей передать на холсте и бумаге не только скорость и полет, но и восторг от них.

Ответственность за движение в его работах лежит на композиции – почти всегда с доминирующей вертикалью, с быстро сходящейся перспективой, за восторг – на цвете: краски наносились густо, но светлые предметы словно почти растворились в них. Исключение – революционный цикл «Октябрь в Петрограде» и более поздние, военных времен, зарисовки.

В конце 20-х Лабас создавал о своем времени не героико-романтический эпос в духе «Марша энтузиастов», а цикл лирических живописных стихотворений. У него было готовое любить сердце, а не пламенный мотор. Он писал картины не про покорение стихий смелым советским человеком, а про счастье растворения в движении.

Выставка «Александр Лабас. На скорости ХХ века» подготовлена основательно: собраны вещи из Третьяковки, Русского, Бахрушинского и Пушкинского музеев, из собрания наследников. В экспозицию добавлены модели грузовиков и самолетов, официальная кинохроника. Даже реконструирована четырехметровая композиция «Электрическая Венера» – оригинал украшал сельхозвыставку в Минске в 1930 г. «Венера» должна была бы оживить выставку, но кажется лишней рядом с картинами про счастливые дирижабли и добрые самолеты.